В Международном фонде славянской письменности и культуры проходит выставка документов и фотоматериалов о жизни, научной работе и педагогической деятельности Сергея Александровича Рачинского. На выставке побывал репортер «Лампады».
В сегодняшней России имя Сергея Александровича Рачинского, к сожалению, не очень известно широкой публике. На многие десятилетия оно было незаслуженно забыто и, если упоминалось, то только в научных трудах тех, кого принято относить к узкому кругу специалистов. Пришло время не только отдать дань памяти этому яркому и очень талантливому человеку, но и ближе познакомиться с его научным и литературным наследием, ведь собеседниками и духовными учениками Рачинского были Чайковский, Толстой, Розанов и другие видные умы России. Эту задачу и призвана решить выставка, открывшаяся на днях в Международном фонде славянской письменности и культуры, приуроченная к 185-летию со дня рождения ученого, педагога и просветителя.
Будущий видный ученый и православный педагогический новатор родился 15 мая 1833 года в селе Татево Смоленской губернии. Его отец, Александр Антонович Рачинский, был капитаном Муромского пехотного полка.
В 1853 году С. А. Рачинский окончил естественный факультет Московского университета. После сдачи магистерского экзамена работал в архиве Министерства иностранных дел личным секретарем православного духовного писателя и историка Церкви, паломника и путешественника, общественного деятеля, архивиста и искусствоведа Александра Николаевича Муравьева (1806–1874), автора «Писем о богослужении» и «Русской Фиваиды на Севере», паломнического очерка о Валааме и других произведений.
Осенью 1856 года, выйдя в отставку, Сергей Александрович на два года уехал за границу. Занимаясь любимой ботаникой, работал у Германа Шахта в Берлине, а также у профессора Маттиаса Якоба Шлейдена в Йене. В Европе Рачинский приобрел известность и как литератор. Его перевод на немецкий язык «Семейной хроники» С. Т. Аксакова, опубликованный в 1858 году в Лейпциге, вызвал восхищенные отклики немецких писателей.
В 1859 году Рачинский первым возглавил кафедру физиологии растений в Московском университете, а в 1866 году, защитив докторскую диссертацию «О некоторых химических превращениях растительных тканей», стал ординарным профессором Московского университета.
Те из нас, кто в своей жизни имел хотя бы минимальную преподавательскую практику, знают, сколь непросто заслужить авторитет и уважение в студенческой среде. Студенты любили Рачинского за то, что он не только стремился передать им знания, но и оказывал помощь молодым людям из небогатых семей, вникал в проблемы студенчества, вел бескорыстную общественную деятельность. Сергей Александрович был членом попечительского комитета о бедных студентах, его избирали судьей университетского суда, он материально помогал бедным особо одаренным студентам. Начиная с 1861 года адъюнкты Сергей Александрович и его брат Константин Александрович Рачинские изъявили желание жертвовать ежегодно из своего жалованья каждый по 500 руб. серебром на отправление за границу для усовершенствования в математических и естественных науках молодых людей по назначению физико-математического факультета. На эти средства в 1862 году был командирован за рубеж будущий известный физик Александр Григорьевич Столетов (1839—1896).
В 1866 году Рачинский ушел в отставку, а в 1872 году навсегда вернулся в родовое имение Татево и до конца дней своих не оставлял забот и попечений об устройстве школ для крестьянских детей.
Свое великолепное образование, потрясающие знания во многих областях науки и искусства Рачинский перенес в сельскую школу. Он сам преподавал арифметику и грамматику, музыку и рисование, читал с детьми местных деревень мировую классическую литературу.
Жизнь татевской школы была связана с соблюдением постов и православных праздников. За одним братским столом на трапезу собирались учителя, помощники Сергея Александровича, и ученики. Школьная братия пела молитвы. В день святых просветителей славян равноапостольных Кирилла и Мефодия совершался крестный ход из церкви в школу, детям вручали подарки и книги. Учебный год в сельских школах начинался 1 (14) октября, после уборки урожая. Грамоту в школе Рачинского начинали изучать с церковнославянского языка. Освоив его, дети свободно учились писать и читать на русском. Владение речью предков развивало творческие способности, формировало детей нравственно и эстетически. Первыми словами, которые они писали в школе Рачинского, была молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному!».
Рачинский впервые применил практику пеших паломнических походов. Учителя и школьники татевской школы в летнюю пору ходили в Нилову пустынь – примерно 150 верст – проселочными дорогами. Помимо того, что для детей это путешествие было исполнением мечты – попасть к угоднику, как называли преподобного Нила Столобенского местные крестьяне, дети еще и знакомились с родной природой, делали пейзажные зарисовки. В частности, для будущего художника Н. П. Богданова-Бельского один такой поход и пребывание в монастыре дали импульс к первым пробам в иконописи. Впоследствии он распишет татевскую Троицкую церковь и несколько других храмов.
Круг знакомств профессора Московского университета С. А. Рачинского простирался далеко за пределы научного и педагогического мира. Его можно назвать «татевским затворником», но просветитель до последних дней жизни следил за культурными и политическими событиями в мире, о чем свидетельствует его обширная переписка на четырех языках. Его, сельского учителя, благодарили за подвижнический труд императоры Александр III и Николай II.
Рачинский был дружен со своим земляком, основателем православной миссии в Японии архиепископом Николаем (Касаткиным), впоследствии прославленным как святитель Николай Японский. В Татеве проводили каникулы обучавшиеся в Санкт-Петербургской духовной академии японцы, обращенные архиепископом Николаем в православие, – Арсений Ивасава и крестник Рачинского самурай Сеодзи.
В 1880-х годах Сергей Александрович Рачинский стал главным в России идеологом церковно-приходской школы, составившей серьезную конкуренцию земской системе начального и среднего образования. Рачинский считал, что если человек научится читать по-церковнославянски, ему будут понятны и Данте, и Шекспир, а кто освоит древние церковные роспевы, тот без труда поймёт Бетховена и Баха. Рачинский разработал уникальную методику лечения заикания с помощью чтения церковно-славянских текстов, которую успешно применил на практике.
О многих идеях, размышлениях и трудах С.А. Рачинского невозможно упомянуть в рамках небольшой заметки интернетовского формата. Мы будем рады, если эта публикация вдохновит читателя познакомиться с письмами, статьями и очерками Рачинского, больше узнать о его жизни, творчестве и общественном служении.
Адрес выставки: МФСПиК Черниговский пер., д. 9/13, стр. 2 Метро «Третьяковская» или «Новокузнецкая», 10 мин. пешком. Выставка продлится до середины декабря. Вход свободный.
Сайт Международного фонда славянской письменности и культуры: http://www.slavfond.ru/
Вадим Рутковский
Ваша лепта – это жизнь нашей «Лампады»
В выходных данных журнала написано: «Издается на добровольные пожертвования».
В каждом из выпусков «Лампады» есть и ваша жертва, ваш добровольный и посильный вклад. Без этого мы не просуществовали бы двадцать лет, не дошли бы до сотого номера, не стали бы из когда-то четырехполосной черно-белой газетки многостраничным полноцветным общецерковным журналом.
Низкий вам поклон и сердечная благодарность! Храни вас Господь! Мы очень надеемся на вашу помощь и впредь.
Проект «50 плюс» - юридические консультации по правам потребителей
Подробнее...Вышла в свет книга избранных бесед главного редактора журнала «Лампада»
Подробнее...Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
© 2014 - 2019 | Created by CKTO.RU | Web Hosting by CKTOHOST.NET & CKTOHOST.RU