8 октября Церковь празднует память одного из самых любимых на Руси святых – преподобного Сергия, игумена Радонежского, основавшего знаменитую Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Незадолго до праздника репортер «Лампады» побывал в этом известнейшем монастыре. Его путевые заметки и фотоочерк мы предлагаем вниманию гостей нашего сайта.
Мне нравится бывать в Троицкой обители преподобного Сергия в пасмурную осеннюю погоду. В такие дни на второй план отходит великолепие архитектуры лавры, смолкает многоголосица туристовна узких дорожках монастыря. Пусть ненадолго, но в обители воцаряются долгожданные тишина и умиротворение. В эти часы особенно хочется молиться и размышлять.
Всякий раз, приезжая в лавру, я задаю себе один и тот же вопрос: «Что побуждает многие тысячи паломников из разных уголков обширного русского мира приезжать сюда?» И всякий раз мне приходит на ум один и тот же ответ: чтобы прикоснуться к памяти великого святого, чей жизненный путь и духовный подвиг актуален и для человекаXXI века.
Преподобный Сергий не оставил нам того, что принято называть «литературным наследием». Он был делателем, а не писателем, и поэтому до наших дней не дошло не только многотомное собрание его сочинений и писем, но даже маленькой брошюрки с его мыслями и советами. Но святой оставил нам нечто большее, чем книги, – в наследство от него мы получили бесценный пример его подлинно подвижнической жизни, пример его высокого служения Богу и людям.
Для нашего лукавого века с тотальным господством рекламы и пиара жизнь Преподобного – наглядноедоказательство того, как молва о чьей-то жизни может полностью совпадать с самой реальнойжизнью. Житие святого сохранило рассказ «О бедности одежды Сергия и о некоем крестьянине». Прослышав о праведном образе жизни Сергия и его иноков, некий землепашец пришел издалека, желая увидеть все своими глазами и получить благословение великого старца. Войдя в монастырь, он стал спрашивать Сергия. Игумен в это время копал землю на монастырском огороде. Занятие это было для него чем-то бо́льшим, нежели просто хозяйственная потребность. И потому он просил братьев не беспокоить его, пока он не окончит работу.
В соответствии с полученными от игумена инструкциями, монахи велели крестьянину ждать. Однако любопытный поселянин не выдержал и через щель в заборе решил взглянуть на Сергия. Он увидел среднего роста, худощавого инока в ветхой рясе из грубого сукна-сермяги. Уверенно орудуя лопатой, он при этом напевал какой-то псалом.
Крестьянин решил, что монахи подшутили над ним и вместо Сергия указали на последнего из монастырских послушников. «Аз пророка видетиприидох, вы же ми сироту (крестьянина, мужика – В.Р.) указасте», – упрекал он иноков(«Памятники литературы Древней Руси. XIV – середина XV века». М., 1981).
Эти слова простоватого земледельца сто́ят того, чтобы над ними призадуматься. «Я пришел видеть пророка», – говорил крестьянин. Можно думать, что слова эти и в самом деле были на устах у всех приходивших тогда на Маковец. Сергия начинали чтить как нового пророка, уподобляя его пророкам из Священного Писания. По христианским представлениям, появление пророка среди народа – признак любви и заботы Бога. Вспомним Евангелие: «И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ свой» (Лк. 7:16).
Обидевшись на братьев, крестьянин встал у входа в церковь, надеясь здесь повстречать наконец самого игумена. Между тем Сергий окончил работу и возвратился в монастырь. Братья сообщили ему о посетителе. Игумен подошел к крестьянину, но тот с досадой отвернулся, даже не поклонившись, как должен был мирянин поклониться при встрече любому монаху. Тогда Сергий сам низко поклонился гостю, по-братски расцеловал его, усадил рядом с собой на скамью.
Беседуя с Сергием за трапезой, крестьянин все еще не догадывался, с кем он говорит. Он пожаловался на братьев, которые смеются над ним, не хотят допустить его к знаменитому игумену. Сергий утешал его, обещая скоро показать того, к кому тот пришел.
Беседу их прервало появление вестников: к монастырю подъезжал некий князь, желавший получить благословение у игумена. Сергий по обычаю вышел навстречу. Оттесненный в сторону княжеской свитой, потрясенный поселянин увидал, как его недавний собеседник, все в том же залатанном рубище, сидит рядом с князем и разговаривает с ним все с той же мягкой, доброжелательной улыбкой. А поодаль в почтительном ожидании застыли приближенные, выстроились полукругом крепкие княжеские телохранители.
Когда князь уехал, крестьянин вновь подошел к Сергию, прося прощения за свою оплошность. «Ныне познах поистине о тебе, отче; яко же слышахом, тако и видехом», – говорил он Сергию (там же). В этих словах заключен глубинный смысл нравственного урока, который получал каждый, приходивший поглядеть на Сергия и его братьев: «Яко же слышахом, тако и видехом», то есть «что слышал, то и увидел». Этот урок получаем и мы сегодня, приезжая в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, читая житие преподобного Сергия и размышляя над ним, обращаясь к великому игумену земли Русской в своих молитвах. И если, находясь в лавре, мы чутко прислушиваемся к своему внутреннему голосу, если в повседневном быту пытаемся выстраивать свою жизнь в соответствии с евангельскими принципами, то помощь от преподобного Сергия всегда приходит – проверено опытом!
Вадим Рутковский
Ваша лепта – это жизнь нашей «Лампады»
В выходных данных журнала написано: «Издается на добровольные пожертвования».
В каждом из выпусков «Лампады» есть и ваша жертва, ваш добровольный и посильный вклад. Без этого мы не просуществовали бы двадцать лет, не дошли бы до сотого номера, не стали бы из когда-то четырехполосной черно-белой газетки многостраничным полноцветным общецерковным журналом.
Низкий вам поклон и сердечная благодарность! Храни вас Господь! Мы очень надеемся на вашу помощь и впредь.
Вышла в свет книга избранных бесед главного редактора журнала «Лампада»
Подробнее...Проект «50 плюс» - юридические консультации по правам потребителей
Подробнее...Сейчас 52 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
© 2014 - 2019 | Created by CKTO.RU | Web Hosting by CKTOHOST.NET & CKTOHOST.RU