Наконец-то Москва очистилась настоящими обильными майскими ливнями. Четко проступили ее черты, более выразительно и резко обозначились детали архитектурного облика. Самое время совершить новую прогулку по нашему городу и открыть в нем что-нибудь неожиданно новое, на что раньше, может быть, не обращал внимания. Сегодня я поведу гостей сайта «Лампады» на поиски Москвы заповедной – Москвы деревянной. Представьте, в столице еще остались дома, построенные из дерева.
Какой была Москва в XVIII–XIX веках? Предоставим слово человеку, как ни странно это прозвучит сегодня, непредвзятому –американскому историку, журналисту и писателю, специалисту по Российской Империи Роберту Масси. Он пишет о нашем городе так: «В Москве насчитывалось “сорок сороков церквей”. Над зелеными крышами вздымались в небо их голубые с золотом маковки. Вдоль широких улиц выстроились украшенные колоннами княжеские дворцы, особняки богатых купцов и мануфактурных магнатов. В лабиринте улочек и переулков стояли двухэтажные деревянные дома и домишки, в которых находили пристанище мелкие служащие и мастеровые. Зимой улицы скрывались под толстым слоем снега, весной утопали в грязи, а летом были покрыты пылью. Выходя на улицу, женщины и дети оглядывались по сторонам, чтобы не угодить под колеса экипажа или копыта отряда казаков, с гиком мчащихся наметом, точно ковбои, попавшие в провинциальный городок где-нибудь на Диком Западе…».
В послевоенные, 1950-е, годы Москву нередко называли большой деревней. Это не совсем лестное (а для некоторых и вовсе обидное) определение пришло в современность именно из XVIII – XIX веков. Однако это суждение не более, чем миф. По данным историков, в начале девятнадцатого века Москва уже еле вмещалась в пределы прежнего Земляного города, превращенного в кольцо садов. Большая ее часть была каменной застройки – подсчитали, что каменных домов в Первопрестольной было две с половиной тысячи, а деревянных – шесть с половиной. Какая же это деревня? Как будто в Петербурге деревянных зданий было меньше! А по числу жителей Москва превосходила все русские города. Особенно в павловское время, когда из северной столицы выехали дворяне, в ней и двухсот тысяч не осталось, а в Москве население увеличилось почти до четверти миллиона человек. Больше были только Лондон и Париж – миллион жителей в каждом, тут уж нечего сказать!
Итак, деревянных домов в нашем городе было очень много. Они продолжали активно и верно служить москвичам до середины прошлого века. Мне это хорошо известно по истории моего рода – после войны большая и дружная семья моей мамы вместе с несколькими другими семьями жила в большом деревянном бараке, располагавшемся в одном из Луговых (до революции – Полевых) переулков, которые находились между Большой Дорогомиловской улицей и нынешним Кутузовским проспектом.
Сначала отправляемся в Замоскворечье, в Голиковский переулок. Он находится близ станции метро «Третьяковская». Переулок получил название от древнего урочища Голики, от безлесной (голой) местности. В Голиковском переулке находится деревянный дом дворянина Константина Критцкого. Его городская усадьба была построена после пожара 1812 года. От усадьбы остался только этот небольшой особняк. Здание перестраивалось только один раз – в конце XIX начале ХХ века. По мнению специалистов, этот дом – яркий пример деревянной послепожарной архитектуры.
Недалеко от этого особняка, на Малой Ордынке, в типичном зеленом оазисе старой Москвы, уютно расположился двухэтажный деревянный домик, в первой половине XIX века принадлежавший дьякону Покровской церкви Никифору Максимову. В этом симпатичном особнячке 31 марта 1823 года родился замечательный русский драматург Александр Николаевич Островский. Храм Покрова Божией Матери в Голиках стоял буквально напротив домика дьякона. Эту изящную церковку разрушили большевики. На ее месте сейчас стоит бюст драматургу. А в сохранившемся особняке теперь музей А.Н. Островского. Его адрес: улица Малая Ордынка, дом 9.
В непосредственной близости от музея находится еще один образец деревянного зодчества – одноэтажный дом, черты которого весьма характерны для купеческого Замоскворечья конца XIX начала ХХ века. Мне нравится бывать в этом уголке Москвы. Находясь здесь, я иногда представляю, что это некая машина времени перенесла меня этак на 100–150 лет назад. Не могу сказать, что мне это переживание неприятно.
Из Замоскворечья переносимся на Арбат. Здесь,, в Малом Власьевском переулке под номером 5 (строение 2), стоит весьма интересный, но несколько мрачноватый деревянный особняк. Подобно дому Константина Критцкого в Голиковском переулке, особняк в Малом Власьевском тоже представляет пример “послепожарного” московского дома. Построен в 1816 году, предположительно, по проекту В. Геста или Л. Руска, петербуржцев иностранного происхождения. Лепнина этого дома, также предположительно, сделана по рисункам скульптора Г.Т. Замараева.
Из Малого Власьевского проходим в Гагаринский переулок. Здесь нас ждет встреча с классическим старомосковским двухэтажным сооружением, второй этаж которого выполнен в дереве. Это дом причта храма святого Власия Севастийского в Староконюшенной слободе.
Покидаем Арбат и направляемся на Пресню. Деревянный дом по адресу Большой Предтеченский переулок, 2, построенный еще в XIX столетии, – одно из нескольких сохранившихся в Пресненском районе города Москвы. Это одноэтажное здание относилось к стоящей напротив него церкви Рождества Иоанна Предтечи и было предназначено для семьи местного настоятеля.
Строение одноэтажное, в плане представляющее собой вытянутый прямоугольник. В дом ведут два входа с устроенными перед ними крыльцами: один расположен со стороны двора, а другой, с навесом, декорированным решеткой, с торцевой части здания. Завершает конструкцию двускатная крыша.
Деревянный дом в Большом Предтеченском, 2 отличается простотой и скромностью. Его фасадные стены оформлены без всякого декора и просто обшиты досками. Оконные проемы разные по форме – прямоугольные и арочные – без наличников.
Через пару–тройку десятков метров встречаем еще один хорошо сохранившийся одноэтажный старинный деревянный дом. Мемориальная доска на его стене сообщает, что в этом здании «помещался в октябре 1917 года Райком РСДРП (большевиков) и Ревком Пресненского района». В наше время этот локальный штаб революции входит в состав комплекса зданий Государственного центрального музея современной истории (филиал «Пресня»). Других сведений об этом интересном деревянном сооружении на данный момент я, к сожалению, не имею.
Возвращаемся в Замоскворечье. На Новокузнецкой улице под номером 42 (строение 1) стоит одноэтажный деревянный дом, построенный в 1917 году. Он входил в комплекс сооружений, принадлежавших богатому купцу Я.Т. Кудрявцеву. Это здание считается выявленным объектом культурного наследия.
На этой же стороне улицы своей дореволюционной красотой радует глаз дом 26/8 (строение 1). Он был построен в первой половине XIX века как флигель в большой усадьбе. В 1875 г. над одноэтажным каменным флигелем архитектор К.А. Козьмин надстроил деревянный этаж для нового хозяина усадьбы, купца, потомственного почётного гражданина Т.Т. Волкова. В советскую эпоху до 1960-х годов в четырёх квартирах этого дома жило несколько десятков человек. Изрядно обветшавшее здание было капитально отремонтировано в 1990-е годы и в настоящий момент содержится в довольно приличном состоянии.
Деревянный двухэтажный особняк по адресу Новокузнецкая улица, 25 навевает воспоминания о тех временах, когда в Замоскворечье за высокими заборами купеческих усадеб цвела сирень, желтели кусты акации, пыхтели самовары в беседках, а по праздникам со всех сторон струился малиновый звон колоколов.
С Новокузнецкой переходим на Малую Ордынку. Здесь находится весьма интересный крепкий деревянный дом номер 18 (строение 1), построенный в начале 1800-х годов.
С Малой Ордынки идем к ее старшей сестре – Ордынке Большой. Здесь невозможно пройти мимо дома 45 (строение 3). Дом начала XIX века, известный как усадьба Арсеньевых, — характерный образец московского особняка посленаполеоновской Москвы. Это изысканное по красоте сооружение уцелело в пожар 1812 года. Элегантный двухэтажный дом в стиле ампир был построен неизвестным архитектором не из камня, а из деревянного сруба. Но покрашен он так, как обычно красят каменные здания. Характерная особенность особняка — высокий мезонин и окна, размещенные в нишах арок.
На этом наша прогулка по деревянной Москве завершается. Надеюсь, она была полезной и обогатила ваши познания о столице, ее истории и архитектуре. До новых встреч на улицах нашего замечательного города!
Вадим Рутковский
Ваша лепта – это жизнь нашей «Лампады»
В выходных данных журнала написано: «Издается на добровольные пожертвования».
В каждом из выпусков «Лампады» есть и ваша жертва, ваш добровольный и посильный вклад. Без этого мы не просуществовали бы двадцать лет, не дошли бы до сотого номера, не стали бы из когда-то четырехполосной черно-белой газетки многостраничным полноцветным общецерковным журналом.
Низкий вам поклон и сердечная благодарность! Храни вас Господь! Мы очень надеемся на вашу помощь и впредь.
Проект «50 плюс» - юридические консультации по правам потребителей
Подробнее...Вышла в свет книга избранных бесед главного редактора журнала «Лампада»
Подробнее...Сейчас 36 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
© 2014 - 2019 | Created by CKTO.RU | Web Hosting by CKTOHOST.NET & CKTOHOST.RU