Похоже, в Москву пришла весна. Предлагаю воспользоваться этим и посмотреть на здания, чей архитектурный облик принято обозначать старинным русским словом – терем.
Сначала мы отправимся на Варварку, где находятся палаты бояр Романовых. Их адрес: улица Варварка, дом 10. Палаты были пожалованы царем Михаилом Федоровичем монастырю, основанному в 1631 году в память кончины инокини Марфы, матери первого государя из новой царствующей династии. «Старый государев двор», как именовали родовую усадьбу Романовых, проживавшему в Кремле царю был уже не нужен, тем более что пожар, прокатившийся по Москве 3 мая 1626 года, стоявшие на Варварке постройки уничтожил. То, что осталось от боярских палат, перестроили в келейный корпус монастыря, домовая церковь сделалась монастырским храмом, а главной святыней обители стал почитавшийся в роду Романовых с XVI века образ Божией Матери «Знамение».
Еще один пожар, случившийся в 1668 году, снова опустошил Варварку. Основанный царем монастырь был восстановлен стараниями Милославских, а вместо сгоревшей церкви зодчие Ф. Григорьев и Г. Анисимов в 1679 – 1684 годах возвели новый, двухэтажный пятиглавый собор.
Бывшие боярские палаты от пожара пострадали очень сильно и потому в 1674 году были разобраны по «погребной свод», то есть подвал. На сохранившейся подземной части строения мастер Мелетий Алексеев со своими каменщиками соорудил новое здание – нынешний первый и второй этажи. Третий этаж, деревянный терем, добавился в 1857 – 1859 годах, когда палаты реставрировали, чтобы открыть здесь музей Романовых.
Художественные мотивы некоторых архитектурных элементов терема бояр Романовых были использованы в комплексе зданий усадьбы известного коллекционера П.И. Щукина, возведенного по проекту талантливых архитекторов – Б. Фрейденберга и А. Эрихсона в 1898 году. Чтобы увидеть этот не столь широко известный шедевр русского зодчества, перенесемся на Малую Грузинскую улицу.
Петр Иванович Щукин был не только заказчиком, но и полноценным соавтором этого нетривиального архитектурного проекта. Он обсуждал с нанятыми специалистами каждую мелочь, а впоследствии со знанием дела писал: «С переездом на Малую Грузинскую мое собрание старинных вещей все более и более увеличивалось… вследствие чего я опять обратился к архитектору Б.В. Фрейденбергу и по его проекту и под его руководством начал строить в мае 1892 года музей специально для старинных вещей. Проект музея был в 1892 г. на архитектурной выставке в Петербурге, и на него обратил внимание император Александр III и расспрашивал о музее. Двухэтажное здание музея выстроено из красного кирпича, со сводами, цоколь оштукатурен портландским цементом в виде граней. При кладке здания все каменные украшения тесались из кирпича или мячковского камня, как это делалось в старину. … Для большой подвески на крыльце моделью послужила подвеска в церкви Иоанна Предтечи в Ярославле. … Балкон бокового фасада скопировали с балкона в доме бояр Романовых, что в Москве, на Варварке. … Моделью для двери послужила старинная дверь, имеющаяся в моем собрании; а для решетки – решетка, находящаяся в Николо-Мокринской церкви в Ярославле». Сегодня в стенах усадьбы П.И. Щукина находится Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева. Его адрес: Малая Грузинская улица, дом 15.
С Малой Грузинской отправляемся на Тверскую. Здесь в доме номер 6 (строение 6) находится подворье Саввино-Сторожевского монастыря. Участок, где расположилось современное Саввинское подворье, в XVII ст. принадлежал Воскресенской обители. А та, в свою очередь, в 1651 году была приписана к Саввино-Сторожевскому монастырю и стала его подворьем по приказу государя Алексея Михайловича.
Саввинское подворье неоднократно страдало от пожаров, но каждый раз отстраивалось заново. В 1799 году ему был присвоен статус резиденции викариев Московской епархии, епископов Дмитровских и Можайских. Современное подворье Саввино-Сторожевского монастыря было построено в 1907 году по проекту известного архитектора Ивана Кузнецова как доходный конторско-гостиничный дом. Первые два этажа и подвал занимали разные магазины. В глубине двора располагались два каменных строения для богослужений; в одном из них находилась домовая часовня прп. Саввы Сторожевского. Икона этого святого (написана в XVII веке) была самой чтимой святыней подворья.
Здание подворья довольно красиво, выполнено в псевдорусском стиле с элементами модерна и барокко. Искусствовед и знаток русской архитектуры Уильям Брумфилд отмечал, что оно является одним из самых успешных примеров сочетания современных материалов и конструкций с древнерусскими мотивами.
В 2000 г. часть помещений была передана церкви. При подворье действует паломническая служба и центр социальной помощи детям; работает галерея русской и византийской иконы.
С Тверской улицы держим путь в Лаврушинский переулок. Здесь находится знаменитая Третьяковская галерея. К 1872 году живописная коллекция Павла Михайловича Третьякова превысила полторы тысячи картин. Зять коллекционера, архитектор Александр Степанович Каминский приступил к строительству здания, специально предназначенного для картинной галереи. Объем коллекции непрерывно расширялся, и в 1873, 1882, 1885 и 1892 годах к основному хранилищу были пристроены новые помещения. В 1892 году это уникальное собрание произведений изобразительного искусства было передано Москве. Торжественное открытие «Городской художественной галереи Павла и Сергея Третьяковых» состоялось 15 августа 1893 года.
В 1902-1904 годах у комплекса построек галереи появился общий фасад. Архитектор В. Н. Башкиров по рисункам художника В. М. Васнецова разработал проект фасада в виде сказочных теремов, украшенный над входом барельефом святого Георгия Победоносца и названием древнерусской вязью. "Васнецовский" фасад придал зданию архитектурное своеобразие и стал эмблемой самой Галереи.
Интересное здание, напоминающее терем, находится недалеко от Третьяковской галереи на Большой Ордынке. Это дом под номером 29, строение 1. Когда-то в нем располагалось подворье Малоярославецкого Никольского монастыря. Никольский монастырь был основан в конце XVI века в городе Малоярославце. Первые монахи жили на холме, покрытом густым лесом, поэтому и монастырь назывался еще и Черноостровским.
В XIX веке Никольский Черноостровский монастырь развивался и богател, пополняясь древними иконами и драгоценной утварью. К концу столетия обитель представляла собой целый город в городе с двухэтажным братским корпусом, трапезной, большой гостиницей, больницей, пекарней, странноприимным домом, конным двором, церковноприходской школой и другими постройками. На территории монастыря находились оранжерея и пруд с рыбами. В распоряжении братии были богатая библиотека, много икон древнего письма и драгоценная ризница.
Никольский Черноостровский монастырь имел подворья во многих городах России. Богатые московские купцы щедро жертвовали на его устройство. В 1890-х годах было принято решение построить подворье монастыря в Москве. Обитель пригласила знаменитого архитектора П.А. Ушакова, который в 1892 году уже работал на Большой Ордынке.
В 1899 году подворье было построено. Ушаков попытался стилизовать здание под "русское узорочье". Примером выступила расположенная по соседству церковь святителя Николая в Пыжах. Вход в подворье был выделен выступающим тамбуром с лоджией на втором этаже. Короткие и утолщенные посередине колонки лоджии с узорными капителями держат крестовое перекрытие. В лучших традициях неорусского стиля арочный дверной проем на лоджию из здания был украшен висячей гирькой, характерной для древнерусских церквей. Еще одной отличительной чертой парадного фасада стал ряд килевидных кокошников окон второго этажа, плавно соединенных друг с другом.
Здесь на Большой Ордынке мы и завершим нашу апрельскую прогулку по городу. Надеюсь, она не показалась вам слишком утомительной. Возможно так же, как и на меня, на вас произвело сильное впечатление удивительное разнообразие интерпретаций и трактовок образа русского терема в отечественной городской архитектуре. Если да, то ради этого стоило дочитать эту заметку до конца.
С фотокамерой гулял по Москве
Вадим Рутковский
Ваша лепта – это жизнь нашей «Лампады»
В выходных данных журнала написано: «Издается на добровольные пожертвования».
В каждом из выпусков «Лампады» есть и ваша жертва, ваш добровольный и посильный вклад. Без этого мы не просуществовали бы двадцать лет, не дошли бы до сотого номера, не стали бы из когда-то четырехполосной черно-белой газетки многостраничным полноцветным общецерковным журналом.
Низкий вам поклон и сердечная благодарность! Храни вас Господь! Мы очень надеемся на вашу помощь и впредь.
Вышла в свет книга избранных бесед главного редактора журнала «Лампада»
Подробнее...Проект «50 плюс» - юридические консультации по правам потребителей
Подробнее...Сейчас 9 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
© 2014 - 2019 | Created by CKTO.RU | Web Hosting by CKTOHOST.NET & CKTOHOST.RU