В 2018 году отмечаются две знаменательных даты, связанные с главным храмом города на Неве – Исаакиевским собором. Ровно 200 лет назад, в 1818 году, было начато строительство этого грандиозного сооружения, а 190 лет назад, 1 апреля 1828 года, была установлена первая из сорока восьми мощных колонн портиков Исаакия. Это хороший повод вспомнить историю одного из известнейших храмов России и совершить небольшое фото-паломничество к нему.
История Исаакиевского собора восходит к эпохе Петра Великого. Как известно, Петр Алексеевич Романов (царь Петр I) родился 30 мая 1672 года. В этот день Церковь празднует память преподобного Исаакия Далматского, жившего в Византийской империи в IV веке.
В 1710 году (по другим данным – в 1707 году) в честь своего небесного покровителя Петр повелел построить в Петербурге деревянную Исаакиевскую церковь. 19 февраля 1712 года в ней состоялось венчание Петра I с Екатериной Алексеевной. Подлинное изображение первой Исаакиевской церкви не сохранилось.
6 августа 1717 года на берегу Невы, приблизительно там, где сегодня застыл на краю скалы-постамента знаменитый Медный всадник, закладывается вторая Исаакиевская церковь. Построенная по проекту архитектора Г.И. Маттарнови, она напоминала собор в Петропавловской крепости. Это сходство увеличивали одинаковые часы-куранты на колокольнях.
Интерьер второй церкви украшал резной золоченый иконостас, подобие которого сохранилось в Сампсониевском соборе Санкт-Петербурга. Строительство Исаакиевского храма продолжалось до 1727 года, тогда же стала упоминаться как действующая. Однако место было выбрано неудачно: еще не были укреплены берега Невы, начались оползни, появились трещины в стенах и сводах. В мае 1735 года от молнии вспыхнул пожар, и на этом все кончилось.
15 июля 1761 года Сенат своим указом поручил проектирование и строительство новой Исаакиевской церкви С.И. Чевакинскому, автору знаменитого Николо-Богоявленского морского собора («Никола Морской») на Крюковом канале в Санкт-Петербурге. Но сроки, как часто у нас бывает, были перенесены. Екатерина II одобрила идею воссоздания собора, связанного с именем Петра I, но работу поручили итальянскому архитектору Антонио Ринальди. Строительство шло крайне медленно, и итальянец покинул Петербург, не завершив дела.
После смерти Екатерины II недовольный затянувшимся строительством Павел I поручил придворному архитектору Винченцо Бренне спешно завершить его. Выполняя желание царя, придворный зодчий вынужден был исказить роскошный проект Ринальди: уменьшить размеры верхней части собора, вместо пяти куполов возвести один; мраморная облицовка была доведена лишь до карниза, верхняя часть оставалась кирпичной.
В результате было создано весьма приземистое здание, не гармонировавшее с парадным обликом столицы Российской Империи. Кроме того, завершенный в спешке собор имел и конструктивные недостатки. Это заставило правительство и Синод уже через семь лет после окончания строительства задуматься о его перестройке.
9 апреля 1816 года во время Пасхальной службы в Исаакиевском соборе отсыревшая штукатурка упала со сводов на правый клирос. Как пишет современник, «падением своим сделала сильный удар и в народе содрогание». Богослужение было запрещено как в соборе, так и в его приделах. Вскоре собор закрыли, а всю церковную утварь поместили на хранение в Николо-Богоявленский морской собор.
В 1809 году в Петербурге объявили конкурс на создание проекта Исаакиевского собора. В нем приняли участие крупнейшие зодчие. Ни один из проектов не устроил императора Александра I. На этот раз работу поручили французу. Огюст Рикар де Монферран был назначен «императорским архитектором». Вместе с ним работала, как теперь сказали бы, команда талантливых профессионалов –– инженер А. Бетанкур, скульпторы И.П. Витали, П.К. Клодт, Н.С. Пименов, А. Логановский, И. Герман, А. Лемер и другие.
Когда пришло время установки колонн, чувство изумления и восхищения испытывали все очевидцы. На установку первой колонны явились смотреть Царская семья, иностранные гости, архитекторы, прибывшие специально на торжество. Вся прилегающая к стройке площадь и крыши ближайших домов были заполнены людьми.
Для подъема колонн и установки их на портиках были построены специальные леса, состоящие из трех высоких пролетов, образованных четырьмя рядами вертикальных стоек, перекрытых сверху балками. По сторонам – шестнадцать чугунных воротов с рычагами (кабестанов). Обшитую войлоком и циновками колонну обвязывали корабельным канатом и вкатывали в один из пролетов. Концы канатов через систему блоков закрепляли на кабестанах. Первая из сорока восьми колонн портиков была установлена 1 апреля 1828 года, последняя – в августе 1830-го. Всего Исаакиевский собор украшают сто двенадцать монолитных колонн различной величины.
Строительство собора, продолжавшееся целых четыре десятилетия, завершилось в 1858 году. Огромный храм стал главным и самым богатым собором России, а кроме того, самым большим зданием в городе, достойно завершившим период русского классицизма – официального стиля николаевской эпохи. Но во время этого долгосрочного строительства в архитектуре возникали новые идеи, которые не могли не отразиться на облике храма, придав ему черты эклектичности. Однако художественная ценность убранства собора – несомненна. Все его детали выполнены с виртуозным мастерством искуснейшими камнерезами, лепщиками, литейщиками и позолотчиками. Исаакиевский собор украшают сотни прекрасных росписей, мозаик, рельефов и статуй, являющихся творениями выдающихся представителей русского искусства. Здесь работали художники К.П. Брюллов, Ф.А. Бруни, П.В. Басин.
Поражают размеры центрального купола Исаакиевского собора: он занимает четвертое место в мире, уступая куполам соборов в Риме, Лондоне и Флоренции. Проектируя его, Монферран следовал Микеланджело, которому принадлежит идея купольной системы из трех оболочек, воплощенная архитектором К. Реном при строительстве собора Святого Павла в Лондоне. Сферическая форма купола и покрывающее его золото (кстати, на золочение ушло более 100 кг чистого золота) символизируют ясный Божественный свет. А теперь давайте перенесемся в Санкт-Петербург и внимательно осмотрим его главный храм.
Вадим Рутковский
Москва, март 2018 г.
Ваша лепта – это жизнь нашей «Лампады»
В выходных данных журнала написано: «Издается на добровольные пожертвования».
В каждом из выпусков «Лампады» есть и ваша жертва, ваш добровольный и посильный вклад. Без этого мы не просуществовали бы двадцать лет, не дошли бы до сотого номера, не стали бы из когда-то четырехполосной черно-белой газетки многостраничным полноцветным общецерковным журналом.
Низкий вам поклон и сердечная благодарность! Храни вас Господь! Мы очень надеемся на вашу помощь и впредь.
Вышла в свет книга избранных бесед главного редактора журнала «Лампада»
Подробнее...Проект «50 плюс» - юридические консультации по правам потребителей
Подробнее...Сейчас 27 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
© 2014 - 2019 | Created by CKTO.RU | Web Hosting by CKTOHOST.NET & CKTOHOST.RU