28 марта исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося русского и советского писателя Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова). А каковы были его отношения с православием? Был ли он верующим человеком? Попробуем в этом разобраться.
Алексей Максимович Пешков родился в 1868 году в Нижнем Новгороде. Многое в биографии будущего писателя указывает на то, что его духовный путь был не просто извилистым и тернистым, а приобретал порой формы самого настоящего богоборчества. Мальчик был крещен в православии. Рано осиротев, Алексей провёл детские годы в семье деда по матери Василия Каширина. С 11 лет вынужден был зарабатывать — идти «в люди»: работал при магазине, буфетным посудником на пароходе, пекарем, учился в иконописной мастерской.
Читать Алексея научила мать, а дед Каширин обучил внука азам церковной грамоты. Заболев оспой, Алексей недолго проучился в приходской школе: был вынужден прекратить занятия. После этого будущий писатель два класса отучился в слободском начальном училище в Канавине. Отношения с учителем и школьным священником складывались у подростка тяжело. Светлые воспоминания Горького о школе связаны с посещением её епископом Астраханским и Нижегородским Хрисанфом. Владыка выделил Пешкова из всего класса, долго и назидательно беседовал с мальчиком, похвалил его за знания житий святых и Псалтири, попросил вести себя благонравно, «не озорничать». Однако после отъезда владыки Алексей назло деду Каширину искромсал его любимые святцы и отстриг в книгах ножницами лики святых. В автобиографии Пешков отмечал, что в детстве не любил ходить в церковь, но дед заставлял его силой, при этом ни про исповедь, ни про причащение не упоминается вовсе. Этих сведений было бы вполне достаточно, чтобы записать Горького в атеисты. Более того, творчество писателя в те периоды, когда он достиг вершин литературного мастерства, вовсе не указывает на иное. отношение автора к православию. Да стоит познакомиться с его произведениями той поры.
Однако не следует торопиться объявлять Максима Горького писателем, чуждым православной тематике и не близким православному читателю. Среди богатейшего литературного наследия классика советской литературы есть одно малоизвестное широкому читателю, но очень интересное и талантливое произведение – небольшая по объему повесть «Исповедь» («Жизнь ненужного человека»). Она была написана Горьким в 1908 году. В этом произведении рассказывается об исцелении, которое получила от Седмиезерной иконы Божией Матери одна больная девушка. Предлагаю внимательно прочитать фрагмент повести, в котором описывается это чудо. То, насколько образно и глубоко автор описывает крестный ход и произошедшее от иконы исцеление больной девицы, дает основания полагать, что Горький сам был свидетелем описываемого им чудесного события. Итак, отрывок из повести Максима Горького «Исповедь»:
«Велик народ русский, и неописуемо прекрасна жизнь!
В Казанской губернии пережил я последний удар в сердце, тот удар, который завершает строение храма.
Было это в Седмиезерной пустыни, за крестным ходом с чудотворной иконой Божией Матери: в тот день ждали возвращения иконы в обитель из города, — день торжественный.
Стоял я на пригорке над озером и смотрел: все вокруг залито народом, и течет темными волнами тело народное к воротам обители, бьется, плещется о стены ее — нисходит солнце и ярко-красны его осенние лучи. Колокола трепещут, как птицы, готовые лететь вслед за песнью своей, и везде — обнаженные головы людей краснеют в лучах солнца, подобно махровым макам.
У ворот обители — чуда ждут: в небольшой тележке молодая девица лежит неподвижно; лицо ее застыло, как белый воск, серые глаза полуоткрыты, и вся жизнь ее — в тихом трепете длинных ресниц.
Рядом с нею отец, высокий мужчина, лысый и седобородый, с большим носом, и мать — полная, круглолицая; подняла она брови, открыла широко глаза, смотрит вперед, шевеля пальцами, и кажется, что сейчас закричит она, пронзительно и страстно.
Подходят люди, смотрят больной в лицо, а отец мерным голосом говорит, тряся бородой:
— Пожалейте, православные, помолитесь за несчастную, без рук, без ног лежит четвертый год; попросите Богородицу о помощи, возместится вам Господом за святые молитвы ваши, помогите отцу-матери горе избыть.
Видимо, давно возит он дочь свою по монастырям и уже потерял надежду на излечение; выпевает неустанно одни и те же слова, а звучат они в его устах мертво. Люди слушают прошение его, вздыхая, крестятся, а ресницы девушки все дрожат, окрыляя тоскливые глаза. …
Тысячи глаз смотрят вдаль, и вокруг меня плывет, точно облако, теплый и густой шепот:
— Несут, несут!
Тяжело и медленно поднимается в гору народ, словно темный вал морской, красной пеной горит над ним золото хоругвей, брызгая снопами ярких искр, и плавно качается, реет, подобно огненной птице, осиянная лучами солнца, икона Богоматери.
Из тела народа поднимается его могучий вздох — тысячеголосное пение:
— Заступница усердная, Мати Господа Вышняго!
Рубят пение глухие крики:
— Шагу! Прибавь шагу! Шагу!
В раме синего леса светло улыбается озеро, тает красное солнце, утопая в лесу, весел медный гул колоколов. А вокруг скорбные лица, тихий и печальный шепот молитвы, отуманенные слезами глаза, и мелькают руки, творя крестное знамение. …
Нет конца течению народа!
Возбужденно, но мрачно и как бы укоряя, несется по воздуху мощный крик:
— Радуйся, Всеблагая, радуйся!
И снова:
— Шагу! Шагу!
…
Идут люди, как одно тело, плотно прижались друг к другу, взялись за руки и идут так быстро, как будто страшно далек их путь, но готовы они сейчас же, неустанно идти до конца его.
…
И неудержимо летит над землею народ, готовый перешагнуть все преграды и пропасти, все недоумения и темные страхи свои.
Помню — остановилось все около меня, возникло смятение, очутился я около тележки с больной, помню крики и ропот:
— Молебен, молебен!
Было великое возбуждение: толкали тележку, и голова девицы немощно, бессильно качалась, большие глаза ее смотрели со страхом. Десятки очей обливали больную лучами, на расслабленном теле ее скрестились сотни сил, вызванных к жизни повелительным желанием видеть больную восставшей с одра, и я тоже смотрел в глубину ее взгляда, и невыразимо хотелось мне вместе со всеми, чтобы встала она, не себя ради и не для нее, но для чего-то иного, пред чем и она, и я — только перья птицы в огне пожара.
Как дождь землю влагою живой, насыщал народ иссохшее тело девицы этой силою своей, шептал он и кричал мне и ей:
— Ты — встань, милая, вставай! Подними руки-то не бойся! Ты вставай, вставай без страха! Болезная, вставай! Милая! Подними ручки-то!
Сотни звезд вспыхнули в душе ее, и розовые тени загорелись на мертвом лице; еще больше раскрылись удивленные и радостные глаза, и, медленно шевеля плечами, она покорно подняла дрожащие руки и послушно протянула их вперед — уста ее были открыты и была она подобна птенцу, впервые вылетающему из гнезда своего.
Тогда все вокруг охнуло, — словно земля медный колокол и некий Святогор ударил в него со всей силой своей, — вздрогнул, пошатнулся народ и смешанно закричал:
— На ноги! Помогай ей! Вставай, девушка, на ноги! Поднимайте ее!
Мы схватили девицу, приподняли ее, поставили на землю и держим легонько, а она сгибается, как колос на ветру, и вскрикивает:
— Милые! Господи! О, Владычица! Милые!
— Иди, — кричит народ, — иди!
Помню пыльное лицо в поту и слезах, а сквозь влагу слез повелительно сверкает чудотворная сила — вера во власть свою творить чудеса.
Тихо идет среди нас исцеленная, доверчиво жмется ожидавшим телом своим к телу нарда, улыбается, белая вся, как цветок, и говорит:
— Пустите, я — одна!
Остановилась, покачнулась — идет. Идет, точно по ножам, разрезающим пальцы ног ее, но идет одна, боится и смеется, как малое дитя, и народ вокруг нее тоже радостен и ласков, подобно ребенку. Волнуется, трепещет тело ее, а руки она простерла вперед, опираясь ими на воздух, насыщенный силою народа, и отовсюду поддерживают ее сотни светлых лучей.
У ворот обители перестал я видеть ее и немного опамятовался, смотрю вокруг — всюду праздник и праздничный гул, звон колокольный и властный говор народа, в небе ярко пылает заря, и озеро оделось багрянцем ее отражений.
Идет мимо меня некий человек, улыбается и спрашивает:
— Видел?
Обнял я его и поцеловал, как брата после долгой разлуки, и больше ни слова не нашлось у нас сказать друг другу; улыбаясь, молча, разошлись».
Когда я читал и перечитывал эти строки, меня охватывало сильное душевное волнение. Вряд ли эти слова могли выйти из-под пера равнодушного к православной вере человека. Конечно, будучи соратником и сподвижником большевистских вождей, Максиму Горькому приходилось делать много антирелигиозных заявлений. Но после знакомства с содержанием повести «Исповедь» вопрос о том, был ли Максим Горький верующим человеком, лично для меня остается открытым…
Вадим Рутковский
Москва, март, 2018 г.
Ваша лепта – это жизнь нашей «Лампады»
В выходных данных журнала написано: «Издается на добровольные пожертвования».
В каждом из выпусков «Лампады» есть и ваша жертва, ваш добровольный и посильный вклад. Без этого мы не просуществовали бы двадцать лет, не дошли бы до сотого номера, не стали бы из когда-то четырехполосной черно-белой газетки многостраничным полноцветным общецерковным журналом.
Низкий вам поклон и сердечная благодарность! Храни вас Господь! Мы очень надеемся на вашу помощь и впредь.
Проект «50 плюс» - юридические консультации по правам потребителей
Подробнее...Вышла в свет книга избранных бесед главного редактора журнала «Лампада»
Подробнее...Сейчас 15 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
© 2014 - 2019 | Created by CKTO.RU | Web Hosting by CKTOHOST.NET & CKTOHOST.RU