За те восемь месяцев, что я не был в Крыму, на полуострове произошло много интересного. Например, в парке Ливадийского дворца-музея на месте некогда стоявшего там «Малого дворца», установили памятник царю Александру III. Давайте совершим небольшую прогулку в Ливадию и посмотрим на этот весьма интересный монумент.
Царь Александр IIIоставил о себе память как о фигуре и личностно и физически мощной, крепкой, надежной, цельной, объемной и солидной. Памятник этому императору, открытый в ноябре прошлого года в Ливадии, на многих произвел аналогичное впечатление. Четырехметровый монумент государю был изготовлен из бронзы на одном из уральских заводов, автором работы стал народный художник России Андрей Ковальчук. Александр III изображен сидящим на срубе дерева в военной форме, опираясь на саблю. Позади него – горизонтальная стела с двуглавым орлом, на рельефе которой показаны различные достижения эпохи царя-миротворца: создание самолета Можайского и винтовки Мосина, строительство заводов и фабрик, а также Транссиб, храм Христа Спасителя, Третьяковская галерея, Исторический музей. Здесь же показаны и выдающиеся деятели того времени: Федор Достоевский, Лев Толстой, Николай Пржевальский, Петр Чайковский, Дмитрий Менделеев и другие.
Чтобы увидеть памятник Александру III, я специально приехал в Ливадию во время своей февральской командировки и не был разочарован – монумент царю мне очень понравился. С моей точки зрения, главное его художественное достоинство заключается в простоте и естественности. Несмотря на желание автора максимально передать с помощью всей скульптурной композиции масштабы и размах грандиозных свершений Александра III, памятник, как мне показалось, получился очень крымским, и даже более того – очень южнобережным. Абстрагируясь от того, что это памятник царю, я увидел вполне живую, человеческую картину из повседневных реалий приморской жизни. Среди ливанских кедров и кипарисов на мощном пне восседает крепкий мужчина, возложив свои могучие руки на трость (сабля или шпага вполне могут выполнять функцию трости). Похоже на то, что мужчина несколько утомился блуждать по бесконечным ялтинским тропкам между огромных и живописных скал. Он присел передохнуть после долгого восхождения от берега до ближайшей горной террасы. Мы застали его в минуты долгожданного отдыха, любующимся широким морским простором…
Отдыхающий Геракл, почему-то подумалось мне. Действительно, царь Александр IIIотличался огромной работоспособностью и невероятной физической силой. Он запросто сгибал кочергу или серебряную тарелку. «Однажды во время обеда австрийский посол начал докучливый балканский вопрос, – писал великий князь Александр Михайлович. – Царь делал вид, что не замечает его раздраженного тона. Посол намекнул, что Австрия мобилизует два или три корпуса. Не изменяя своего полунасмешливого выражения, император Александр IIIвзял вилку, согнул ее петлей и бросил по направлению к прибору австрийского дипломата. «Вот что я сделаю с вашими двумя или тремя мобилизованными корпусами», – спокойно сказал царь».
Желая отдохнуть от государственных дел, император, встав спозаранку, мог целый день бродить по лесам и болотам с ружьем на плече. Он был по-медвежьи грубоват, порой прямолинеен, а иногда и подозрителен. Обладал сильным интеллектом, умел любить и ненавидеть, от рождения был наделен могучей волей. Англичан и немцев царь Александр IIIнедолюбливал и, по словам А.А. Мосолова, «стремился быть русским и проводить это во всем, что касалось его личной жизни… Во всем, что он делал, ясно виднелась мысль: чтобы быть русским, не надо быть чересчур лощеным». Сапоги и брюки он изнашивал чуть не до дыр.
«Государь Александр Александрович, – писал современный ему историк, – в своей деятельности был русским православным царем-самодержцем. Открытое и добродушное лицо его, весь могучий внешний его вид, величественно-спокойная осанка, твердая поступь – все являло в нем древнерусского богатыря. На забаву детям царь разрывал пополам колоду карт, гнул медные пятаки, вязал каминную кочергу в узел. Этим чертам внешнего облика императора вполне соответствовал и его русский характер – искренний, бесхитростный, не надменный, твердый в слове, настойчивый в деле. Семейная жизнь государя, в поучение всей России, светила ровным, тихим, невозмутимым светом. Добрые древние нравы как бы воскресли на Руси в семье царя-богатыря во всей их полноте и святости».
По моему внутреннему ощущению, сила и многогранность личности Александра IIIсделали его образ необычайно пластичным. Несмотря на то, что памятник царю в Ливадии на сегодня является практически единичным примером обращения скульпторов к теме, посвященной этому монарху, есть предчувствие, что в обозримом будущем мы увидим новые удачные попытки воплотить его образ в бронзе или граните. Будь я ваятелем, то непременно изобразил бы царя-миротворца держащим на своих могучих плечах оберегаемый от войн земной шар, точно так же, как он удерживал на своей спине крышу «столового» вагона во время крушения императорского поезда между станциями Тарановка и Борки 17 октября 1888 года. Кстати, в нынешнем 2018 году этому трагическому событию, которое многие историки расценивают как тщательно спланированный и дерзко осуществленный теракт, исполнится 130 лет. Но это тема уже для совсем другой заметки.
Вадим Рутковский
март 2018
Москва – Ливадия – Москва
Ваша лепта – это жизнь нашей «Лампады»
В выходных данных журнала написано: «Издается на добровольные пожертвования».
В каждом из выпусков «Лампады» есть и ваша жертва, ваш добровольный и посильный вклад. Без этого мы не просуществовали бы двадцать лет, не дошли бы до сотого номера, не стали бы из когда-то четырехполосной черно-белой газетки многостраничным полноцветным общецерковным журналом.
Низкий вам поклон и сердечная благодарность! Храни вас Господь! Мы очень надеемся на вашу помощь и впредь.
Проект «50 плюс» - юридические консультации по правам потребителей
Подробнее...Вышла в свет книга избранных бесед главного редактора журнала «Лампада»
Подробнее...Сейчас 9 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
© 2014 - 2019 | Created by CKTO.RU | Web Hosting by CKTOHOST.NET & CKTOHOST.RU