Осенью 1896 года началось сотрудничество молодого оперного певца Федора Шаляпина с Частной оперой знаменитого российского промышленника и мецената Саввы Мамонтова. За три года существования этого союза Шаляпин создал несколько ярких сценических образов – Ивана Сусанина в опере М.И. Глинки «Жизнь за царя», Досифея в опере М.П. Мусоргского «Хованщина», Варяжского гостя в опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко». Наиболее интересной работой того периода многие музыковеды считают роль Бориса Годунова в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов». В память об этом выдающемся произведении в Москве проходила выставка «Царь-бас и царь Борис», которая завершилась в январе в Мемориальной усадьбе Ф.И. Шаляпина на Новинском бульваре.
Более ста лет назад, комментируя невероятную популярность у публики Федора Ивановича Шаляпина, в газетах писали: «На Москве три чуда – Царь- пушка, Царь-колокол, и Царь-бас». Сегодня, накануне приближающегося 145-летия со дня рождения певца, хочется уже из века нынешнего попытаться понять, что же нового привнес артист не только в произведение М.П. Мусоргского, но и в оперное искусство ХХ века; чем его творческий метод отличался от многих других талантливых актеров его времени.
Лето 1897 года Федор Иванович Шаляпин в усадьбе Путятино в Сергиево-Посадском районе Московской области со своими коллегами по Частной опере. Узнав, что неподалеку живет известный историк Василий Осипович Ключевский, певец отправляется к нему. В своих воспоминаниях он так рассказал об этом: «Когда я попросил его рассказать мне о Годунове, он предложил отправиться с ним в лес гулять. Никогда не забуду я эту сказочную прогулку среди высоких сосен по песку, смешанному с хвоей. Идет рядом со мною старичок, подстриженный в кружало, в очках, за которыми блестят узенькие мудрые глазки, идет и, останавливаясь через каждые пять, десять шагов, вкрадчивым голосом, с тонкой усмешкой на лице передает мне, точно очевидец событий, диалоги между Шуйским и Годуновым, рассказывает о приставах, как будто лично был знаком с ними, о Варлааме, Мисаиле и обаянии Самозванца. Говорил он много и так удивительно ярко, что я видел людей, изображаемых им. Особенное впечатление произвели на меня диалоги между Шуйским и Борисом в изображении В.О. Ключевского. Он так артистически передавал их, что, когда я слышал из его уст слова Шуйского, мне думалось: “Как жаль, что Василий Осипович не поет и не может сыграть со мною князя Василия!”.
В рассказе историка фигура царя Бориса рисовалась такой могучей, интересной. Слушал я и душевно жалел царя, который обладал огромною силою воли и умом, желал сделать Русской земле добро и создал крепостное право. Ключевский очень подчеркнул одиночество Годунова, его юркую мысль и стремление к просвещению страны. Иногда мне казалось, что воскрес Василий Шуйский и сам сознается в ошибке своей, – зря погубил Годунова!».
Шаляпин и дальше встречался с Ключевским и многие его рекомендации использовал в творчестве. В Частной опере премьера «Бориса Годунова» состоялась 7 декабря 1898 года. Дирижировал И.А. Труффи, массовые сцены ставил М.В. Лентовский. «Русские ведомости» откликнулись на постановку статьей Ю.Д. Энгеля: «Перед нами был царь величавый, пекущийся о народе и все-таки роковым образом идущий по наклонной плоскости к гибели благодаря совершенному преступлению – словом, тот Борис Годунов, который создан Пушкиным и музыкально воссоздан Мусоргским. Неотразимо сильное впечатление производит в исполнении г. Шаляпина сцена галлюцинаций Бориса; потрясенная публика без конца вызывала артиста».
На проходившей в Мемориальной усадьбе Ф.И. Шаляпина выставке «Царь-бас и царь Борис» были представлены партитуры оперы, сценические костюмы, принадлежавшие Ф.И. Шаляпину, и его фотографии в ролях, рисунки, театральный реквизит и афиши, записанные певцом пластинки, российские и зарубежные журналы с материалами о лучшем Борисе Годунове всех времен. С некоторыми экспонатами и общей атмосферой выставки, посвященной Шаляпину в роли Бориса Годунова, гостей сайта журнала «Лампада» познакомит фотоочерк В. Рутковского, посетившего это интересное культурное мероприятие 19 января.
Ваша лепта – это жизнь нашей «Лампады»
В выходных данных журнала написано: «Издается на добровольные пожертвования».
В каждом из выпусков «Лампады» есть и ваша жертва, ваш добровольный и посильный вклад. Без этого мы не просуществовали бы двадцать лет, не дошли бы до сотого номера, не стали бы из когда-то четырехполосной черно-белой газетки многостраничным полноцветным общецерковным журналом.
Низкий вам поклон и сердечная благодарность! Храни вас Господь! Мы очень надеемся на вашу помощь и впредь.
Проект «50 плюс» - юридические консультации по правам потребителей
Подробнее...Вышла в свет книга избранных бесед главного редактора журнала «Лампада»
Подробнее...Сейчас 18 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
© 2014 - 2019 | Created by CKTO.RU | Web Hosting by CKTOHOST.NET & CKTOHOST.RU