Россию часто называют наследницей Византии. Но из всех средневековых стран, вовлеченных в сферу влияния Византийской империи, ближе всего Москве оказалось некогда могущественное княжество Феодоро, духовный, политический и административный центр которого располагался на обширном плато горы Мангуп в Крыму. Приглашаем читателей «Лампады» и гостей нашего сайта совершить виртуальное путешествие в этот заповедный уголок древней Таврики, чьи земля и камни бережно хранят сокровенные тайны «византийского мира», куда уходят корни и нашей современной русской цивилизации.
В третьей четверти XII века для Византийской империи наступили тяжелые времена. Несмотря на все усилия императоров из династии Комнинов укрепить государственную власть, ее величие оставалось внешним. Константинополь по-прежнему был культурной столицей и богатейшим городом христианского мира, но деньги утекали преимущественно в кошельки итальянских купцов. Грозная императорская армия состояла в основном из наемников, которые обходились дорого и были малонадежны. Государство будоражили внутренние смуты.
12 апреля 1204 года участники Четвертого крестового похода, воспользовавшись слабостью и бездарностью византийского правительства Алексея III Ангела, взяла штурмом Константинополь. Крестовые походы, которые, по замыслам их организаторов и идейных вдохновителей, должны были послужить освобождению Святой земли и Гроба Господня, в итоге, стараниями венецианских купцов, которые всюду искали свою выгоду, обратились против столицы православной Византийской империи. Завоеватели предали богатейший город варварскому разграблению.
После Константинополя крестоносцы попробовали прибрать к рукам всю территорию Византийской империи, однако это оказалось им не под силу. Большая часть малоазиатских провинций, западные регионы Балкан, Центральная Греция и Таврика (современный Крым) не признали власти крестоносцев.
В этой ситуации в Таврике сформировались условия для появления крепкого суверенного государства (по-гречески «деспотии»), получившего название Феодо́ро. Происхождение этого названия связано с именем святого Феодора Стратилата. Он был дукой (губернатором) Трапезунда – города и страны, расположенной в Малой Азии на территории современной Турции. Святой Феодор был выходцем из рода Гаврасов. Он принял мученическую смерть за Христа в ставке турецкого эмира. На итальянской карте Черного моря Гратиоза Бенинкозы (1474 г.) на месте горы Мангуп отмечен город Сантодеро, то есть город святого Феодора.
История княжества Феодоро, охватывавшего обширное пространство Юго-Западного Крыма, малоизвестна. Даже в серьезных научных трудах, посвященных Византии, оно либо вообще не упоминается, либо ему отводится несколько строк. А между тем история Феодоро – важная часть истории «византийского мира» последних столетий. Деспотия просуществовала больше двух с половиной столетий и играла заметную роль в истории Причерноморья. Феодоро суждено было стать последним форпостом «византийского мира», сохранившим свою независимость. Турки-османы смогли захватить столицу Феодоро, расположенную на плато горы Мангуп на месте старого готско-византийского города Дороса, только через 22 года после овладения Константинополем.
Больше двух с половиной столетий в Феодоро правили энергичные и умные выходцы из византийского аристократического рода Гаврасов, которые находились в родстве со всеми императорскими фамилиями Византии. Можно представить, каких колоссальных усилий стоило сохранть независимость государства, находившегося в течение столь длительного времени в кольце таких могущественных врагов, как половцы, сельджуки, генуэзцы и османы. Между тем правителям из династии Гаврасов удалось добиться не только этого. В годы их правления Византийская Таврика вступила в эпоху экономического и культурного расцвета. Развитая торговля и экономический подъем XV века органично сочетались с военно-монашеской идеологией государства. Последняя была обусловлена сильным влиянием в Крыму исихазма – глубоко традиционной для восточного православия практикой мистического богопознания на путях священнобезмолвия.
В горном Крыму был создан «Новый Афон» – крупнейший монашеский центр, куда бежали монахи-исихасты из захваченных мусульманами областей Балкан и Малой Азии. Судя по всему, владетели Феодоро видели свою миссию в том, чтобы отстоять от «варваров» последний клочок священной земли Византии и собрать силы для отвоевания «столицы мира» – Константинополя. Но Бог рассудил иначе, и, подобно Новому Риму, город Феодоро был захвачен турками. Мощные залпы турецкой артиллерии по цитадели Мангупа в декабре 1475 года поставили точку в истории тысячелетнего христианского царства – Византийской империи. Что сегодня можно увидеть на месте некогда цветущего города, два с половиной века игравшего роль наследника православной Византийской цивилизации? Для ответа на этот вопрос мы отправляемся в Крым на гору Мангуп.
Современное шоссе Севастополь – Бахчисарай повторяет существовавшую в Средневековье дорогу из степного Крыма в Херсонес. В самом центре этой дороги, у озерца Хаджа-Сала («Мудрое село»), возвышается, точно остров среди трех смежных долин, Материнская гора – Мангуп.
«Положение Мангупа необыкновенно, – писал ученый и путешественник Кеппен. – Находясь, так сказать, между небом и землей, он мог бы, кажется, противостоять всем превратностям мира».
С трех сторон края Мангупа ограничены скалистыми обрывами (до 70 метров по вертикали), северный же склон горы прорезают три глубоких оврага – Капу-Дере (от слов «капу» – вход, ворота и «дере» – овраг), Гамам-Дере (Банный овраг), Табана-Дере (Кожевенный овраг). Эти три оврага образуют четыре мыса. Только с одной стороны можно было въехать на плато. Между мысами проходила мощная оборонительная стена с башнями.
Единственная колесная дорога, по которой и сегодня можно подняться на плато на джипе, огибает мыс Тешкли-Бурун (Дырявый мыс). Извивающаяся змеей дорога вела к главным городским воротам, а из пещерных казематов на мысе караул пристально следил за поднимающимися. Сам Тешкли-Бурун отгорожен от плато стометровой стеной. Здесь под защитой цитадели находились административные здания, в том числе княжеские кладовые, княжеская капелла «Октагон», монастырь и другие сооружения.
Цитадель, руины которой до сих пор напоминают о былом величии Мангупа, представляла собой трехэтажный замок-донжон. По его внешнему фасаду располагались узкие бойницы-амбразуры. С внутренней стороны постройка, наоборот, имела дворцовый характер. На первый этаж вел богато украшенный парадный вход, а на втором находились широкие окна, обрамленные затейливыми резными наличниками в восточном стиле.
Замок-донжон был возведен при князе Феодоро Алексее в 1425 году. Дворец-крепость, очевидно, являлся одним из украшений Феодоро. По летописным сведениям, особенно нарядным было его главное помещение – парадный зал, разделенный на равные части двумя двойными рядами колонн, по двенадцать в каждом ряду. В южной стене находился вход через изящную аркаду в просторные сени. К северной стене зала снаружи примыкала высокая трехэтажная башня, сооруженная в том же, 1425 году. Это подтверждает найденная во время археологических раскопок часть плиты с надписью, которую удалось восстановить: «Была построена эта башня вместе со дворцом в благословенной крепости, которая видна ныне, во дни Алексея, владыки города Феодоро и Поморья…». На плите был обнаружен высеченный мастерами герб князя Феодоро – двуглавый орел, заимствованный из Византии. Через некоторое время он стал гербом и Российской Империи. Этот факт свидетельствует о глубокой исторической, сакральной и духовной связи и преемственности между Византией, княжеством Феодоро, Российской Империей и современной Россией.
В ста метрах от дворца находилась одна из самых ранних монументальных построек Мангупа, которая была не только прекрасным украшением города, но и центральным храмом, – большая трехнефная базилика во имя святых Константина и Елены. Ее возвели еще в VI веке, задолго до образования княжества Феодоро, и представляла она собой вытянутое с востока на запад здание, разделенное внутри двумя рядами колонн на три продольные части-нефа. Центральный и южный нефы завершались в восточной части полукружиями – алтарными абсидами. К северной и южной сторонам базилики пристроили галереи. Полы храма были вымощены многоцветной мозаикой, а предалтарная часть центрального нефа – каменными плитами. По утверждению специалистов, в эпоху расцвета Мангупа внутреннее убранство базилики отличалось великолепием: стены украшали фресковые росписи, в архитектурном оформлении использовался мрамор, привезенный с далеких берегов Мраморного моря. Сегодня на месте этого уникального сооружения руины.
В княжестве Феодоро существовало несколько центров металлообработки. При раскопках Мангупа найдено большое количество железных предметов: сельскохозяйственные орудия, гвозди, подковы, ножи, пряжки, наконечники стрел.
Значительных успехов феодориты достигли в строительном деле. Камнетесы, камнерезы и строители возводили первоклассные оборонительные укрепления с мощными башнями и стенами, храмы и дворцы, жилые усадьбы. Многочисленные обломки колонн, капителей, резные наличники и прочие украшения из местного камня – свидетели развитого камнетесного и камнерезного ремесла, достигавшего нередко уровня подлинного искусства. Все это делалось в основном местными мастерами высокой квалификации.
Значительного развития в княжестве Феодоро достигло гончарное производство. На Мангупе производились посуда, амфоры и пифосы, строительная черепица. Поливная посуда украшалась растительным и геометрическим орнаментами и по своему качеству нисколько не уступала привозной. Гончарные мастерские Феодоро полностью обеспечивали керамическими изделиями жителей Феодоро и его округи.
При князе Исааке возникают тесные связи Феодоро с Московским государством. В 1472 году племянница последнего византийского императора Софья Палеолог отправилась в Москву, чтобы вступить в брак с великим князем Иваном III.
В составе многочисленной свиты византийской принцессы находился князь Константин Гаврас. Включение в свиту мангупского вельможи было вызвано тем, что в Москве уже около 70 лет жили потомки князя Стефана Гавраса, занимавшие видное положение при дворе великого князя Московского. Род Гаврасов, считавшийся родственниками Палеологов и Комнинов, согласно нормам средневековья мог претендовать на высокое положение и должности. Не один час провел князь Константин в беседах с Иваном III. Как известно историкам, Иван III предлагал Константину поступить к нему на службу, даровал большие вотчины, но бывший мангупский князь отказался от того и другого. В Москве Константин встретился с архиепископом Иоасафом. Общение с ним и подсказало князю его дальнейший жизненный путь. Вместе с Иоасафом Константин уезжает в Ростов Великий, затем опять же вместе с ним перебирается в Ферапонтов Белозерский монастырь, где поселяется в одной из келий, проводя все время в молитвах. Вскоре там же Константин принимает и монашеский постриг с именем Кассиан.
Инок Кассиан многие годы был дружен с преподобным Нилом Сорским. Через несколько лет после пострига Кассиан на лодке отправляется в плавание по Волге и рядом с устьем впадающей в Волгу реки Учьмы, близ города Углича, вместе с братьями-монахами строит несколько келий, где и остается жить и служить Богу. Духовным чадом и преданным другом иноку Кассиану стал угличский князь Андрей Васильевич. Недалеко от выстроенных келий Кассиан воздвиг и небольшую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Почему именно Успению Пресвятой Богородицы инок Кассиан посвятил главный храм основанной им обители? Я думаю, это можно объяснить особым почитанием феодоритами Божией Матери, а также тем, что знаменитый Свято-Успенский монастырь под Бахчисараем, который находится недалеко от горы Мангуп, в Средние века был одним из крупнейших православных духовных центров княжества Феодоро наравне с такими монастырями, как Челтер, Шулдан и Качи-Кальон.
Русская Церковь причислила Кассиана к лику святых. Он почитается как преподобный Кассиан Грек, Угличский чудотворец. В 1504 году преподобный Кассиан умер на 102 году жизни (по другим данным на момент смерти ему было 80 лет) и был погребен в построенном им же самим храме. На могиле святого установили каменную плиту с рельефным изображением расправившего крылья двуглавого орла – символа Византии, православного княжества Феодоро и будущей Российской Империи. В Угличской летописи записано много чудес, происшедших по молитвам Преподобного, в частности, защита им своей обители от польских интервентов в 1609-1611 годах. К сожалению, в конце 1930-х годов монастырь, основанный преподобным Кассианом Греком (Учемская пустынь), был уничтожен богоборческой властью. После заполнения Рыбинского водохранилища в 1940 году территория монастыря была практически затоплена, осталась узкая коса на мелководье, на которой ныне находятся руины храмов, во многом напоминающие руины базилик, дозорных башен и цитадели на горе Мангуп. На этом я предлагаю завершить нашу экскурсию по горе Мангуп и краткий очерк истории православного княжества Феодоро. Камни Мангупа помнят времена его зарождения, расцвета и гибели и щедро открывают свои тайны тем, кто вдумчиво, терпеливо и внимательно всматривается в силуэты его полуразрушенных дозорных башен и остатки некогда мощной цитадели.
Вадим Рутковский
Ваша лепта – это жизнь нашей «Лампады»
В выходных данных журнала написано: «Издается на добровольные пожертвования».
В каждом из выпусков «Лампады» есть и ваша жертва, ваш добровольный и посильный вклад. Без этого мы не просуществовали бы двадцать лет, не дошли бы до сотого номера, не стали бы из когда-то четырехполосной черно-белой газетки многостраничным полноцветным общецерковным журналом.
Низкий вам поклон и сердечная благодарность! Храни вас Господь! Мы очень надеемся на вашу помощь и впредь.
Проект «50 плюс» - юридические консультации по правам потребителей
Подробнее...Вышла в свет книга избранных бесед главного редактора журнала «Лампада»
Подробнее...Сейчас 18 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
© 2014 - 2019 | Created by CKTO.RU | Web Hosting by CKTOHOST.NET & CKTOHOST.RU