02 января Русская Церковь празднует память святого праведного Иоанна Кронштадтского. Настоятеля Андреевского собора в Кронштадте отца Иоанна Ильича Сергиева современники называли всероссийским батюшкой. Эта характеристика весьма справедлива – за годы своего иерейского служения праведный Иоанн посетил Архангельск, Астрахань, Брест, Варшаву, Великий Устюг, Вильну, Вологду, Воронеж, Выборг, Вятку, Екатеринбург, Кадников, Казань, Калугу, Киев, Кириллов, Кострому, Котлас, Курск, Москву, Нижний Новгород, Одессу, Орел, Остров, Петрозаводск, Псков, Ревель, Ригу, Ростов-на-Дону, Рыбинск, Самару, Санкт-Петербург, Сарапул, Саратов, Севастополь, Симбирск, Смоленск, Тотьму, Тулу, Углич, Устюжну, Уфу, Ферапонтово, Харьков, Херсон, Холмогоры, Царицын, Череповец, Чернигов, Ялту и многие, многие другие города, расположенные как на территории современной России, так и ныне ближнего зарубежья. Вспомним некоторые путешествия великого подвижника русского православия и связанные с ними события.
С 1888 года практически ежегодно, обычно в конце мая – начале июня, Иоанн Кронштадтский совершал поездку на свою малую родину – в село Сура, которое находится на дальнем Русском Севере, в Архангельской области, при впадении реки Суры в реку Пинегу. Путь был неблизким – из Кронштадта до Суры нужно было преодолеть более полутора тысяч верст: по Финскому заливу, Неве, Ладоге, Свири, Мариинской водной системе, по Сухоне, Северной Двине, Пинеге. На пути встречались многочисленные населенные пункты с древними монастырями, церквями, скитами. Все из них праведный Иоанн посещал – встречался с насельниками обителей, прихожанами и паломниками, священниками, крестьянами, людьми самых разных сословий.
Все, кому посчастливилось быть вместе с отцом Иоанном во время путешествий, отмечают одну особенность: стоило появиться на берегу какой-либо церкви, он немедленно приказывал причалить. В церкви совершалась литургия. Сослужившее местное духовенство одаривалось из запасов отца Иоанна ризами и церковной утварью. Непременно стекался народ, прослышавший о приезде любимого батюшки. Даже если по каким-либо причинам в храме не было никого, кроме сопровождающих, отец Иоанн все равно служил и причащался. После этого путешествие продолжалось, и до следующего причаливания он чувствовал себя бодрым и счастливым.
Некоторые из дошедших до нас свидетельств позволяют почувствовать настроение людей, встречавшихся с кронштадтским праведником. «Видя пламенную, слезную молитву истинного служителя Божия пред престолом, его глубокое благоговение к совершаемым таинствам, – записала одна из паломниц, – невольно чувствуешь, что претворяемые хлеб и вино суть истинно Тело и Кровь Христовы. В эти минуты как-то отрешаешься от всего земного и видишь пред собою только св. престол и перед ним молящегося отца Иоанна… И как благотворно действует на душу такая молитва! Точно воскреснешь после нее; и так молиться можно, кажется, только с отцом Иоанном».
Летом 1891 года праведный Иоанн возвращался из Суры в Кронштадт через Череповец. Здесь же по делам своего Леушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря оказалась игуменья Таисия (Солопова). Она уговорила отца Иоанна заехать в свою обитель. В монастыре он был недолго, встретился с сестрами, побеседовал. Ему понравилась обитель, и он обещал заезжать сюда каждый раз, возвращаясь из поездки на родину.
Во время одного из посещений монастыря игуменья Таисия просила Иоанна принять монастырь под его духовное водительство. В тот день, когда согласие было получено, игуменья Таисия записала в дневнике: «От избытка ощущений, вызванных этим событием, я не могла разобраться в мыслях, я сознавала, что сказанное мне Батюшкой после чтения было делом слишком большой важности, слишком радостным для меня и для всей обители; я сидела, углубившись в свои мысли, и даже забыла поблагодарить Батюшку за его такой духовный бесценный дар». Позднее в обители при поддержке Иоанна было устроено 12 храмов, девичье училище, приют для сирот и престарелых вдов.
В воспоминаниях игуменьи Таисии есть рассказ о чудотворении Иоанна Кронштадтского. Он относится к 1903 году, когда сибирская язва свирепствовала в округе Леушинского монастыря. Мор на скотину принес огромные бедствия. Со всех сторон были поставлены карантины, и приезжавшим в монастырь приходилось от пристани Борки идти пешком десять верст. И хотя в самом монастыре падежа скотины не было, угроза оставалась.
Игуменья Таисия пребывала в сомнении, предупредить ли отца Иоанна о невозможности в то лето посетить Леушино. Помолившись, она поехала к пристани на тарантасе, запряженном одной лошадью. За две версты от пристани, как ужасное предупреждение, встретились две дроги, везущие павших лошадей для захоронения их в специально отведенном для этого месте. Добравшись до пристани, опрыскав и окурив, поставили лошадь в конюшню. Утром игуменья Таисия отправилась на пароход к отцу Иоанну. Батюшка молча выслушал печальный рассказ. Но решение принял бесповоротно – едем!
Когда пароход подошел к пристани Борки, там уже собралась не одна сотня домохозяев – просить батюшку помолиться об избавлении от такого тяжкого наказания, как потеря скота.
– Что мы будем делать без скотинки-то, кормилец? Ведь ни земли не вспахать, ничего – хоть по миру иди! Уж и без того-то бедно, а тут еще такая беда! – взывали они о помощи.
– За грехи ваши Господь попустил на вас такую беду, – наставлял их праведный Иоанн, – ведь вы Бога-то забываете; вот, например, праздники нам даны, чтобы в церковь сходить, Богу помолиться, а вы пьянствуете; а уж при пьянстве чего хорошего, сами знаете!
– Вестимо, батюшка-кормилец, чего уж в пьянстве хорошего, одно зло, – покорно отвечали крестьяне.
– Так вы сознаетесь, друзья мои, что по грехам получаете возмездие?
– Как же не сознаваться, кормилец! Помолись за нас, грешных! – И при этих словах все пали в ноги тому, кто был последней их надеждой.
Иоанн велел принести ушат, зачерпнул из реки воды. Совершив краткое водоосвящение, он сказал:
– Возьмите каждый домохозяин себе этой воды, покропите ею скотинку и с Богом поезжайте, работайте. Господь помиловал вас.
Затем отец Иоанн вышел на берег, где уже стояли монастырские лошадки, которых он сам окропил, и все безбоязненно поехали в обитель. В тот же день все мужички поехали куда кому было надо, все карантины были сняты, о язве осталось лишь одно воспоминание.
Когда Иоанн Кронштадтский ехал в обитель, то благословлял и лес на обе стороны: «Возрасти, сохрани, Господи, все сие на пользу обители Твоей, в ней же Имя Твое святое славословится непрестанно».
Когда игуменья Таисия надумала строить в Петербурге подворье Леушинского монастыря, то обратилась к праведному Иоанну за благословением, надеясь получить от него и материальную помощь. Иоанн Кронштадтский благословил начинание и дал Таисии два гривенника. Она смутилась, однако с благоговением завернула монетки в платок, веруя, что Господь поможет начинанию, которое благословил святой Иоанн.
На удивление скоро нашлось подходящее место для подворья на Бассейной (ныне – Некрасова) улице в Петербурге; нашлись жертвователи и подрядчики, взявшиеся безвозмездно произвести строительные работы. И выросло красивое трехэтажное здание, возглавляемое церковью во имя апостола Иоанна Богослова с дивным резным иконостасом из грушевого дерева. Оно стало любимым местом служения отца Иоанна. – Как хорошо в твоем храме! Спасибо тебе за твое подворье! – не раз писал он игуменьи Таисии.
С печалью добавим, что сам Леушинский монастырь был закрыт в 1920 году. В эпоху сталинской индустриализации он попал в зону затопления при создании Рыбинского водохранилища. Сегодня это крайне труднодоступное место – крохотный выступ, окруженный водой и потопленным лесом.
Праведному Иоанну Кронштадтскому
Тропарь, глас 1
Православныя веры поборниче, земли Российския печальниче, пастырем правило и образе верным, покаяния и жизни во Христе проповедниче, божественных таин благоговейный служителю и дерзновенный о людях молитвенниче, отче праведный Иоанне, целителю и предивный чудотворче, граду Кронштадту похвало, и церкве нашея украшение, моли всеблагаго Бога умирити мир и спасти души наша.
Вадим Рутковский
Ваша лепта – это жизнь нашей «Лампады»
В выходных данных журнала написано: «Издается на добровольные пожертвования».
В каждом из выпусков «Лампады» есть и ваша жертва, ваш добровольный и посильный вклад. Без этого мы не просуществовали бы двадцать лет, не дошли бы до сотого номера, не стали бы из когда-то четырехполосной черно-белой газетки многостраничным полноцветным общецерковным журналом.
Низкий вам поклон и сердечная благодарность! Храни вас Господь! Мы очень надеемся на вашу помощь и впредь.
Вышла в свет книга избранных бесед главного редактора журнала «Лампада»
Подробнее...Проект «50 плюс» - юридические консультации по правам потребителей
Подробнее...Сейчас 30 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
© 2014 - 2019 | Created by CKTO.RU | Web Hosting by CKTOHOST.NET & CKTOHOST.RU