19 декабря Православная Церковь празднует память великого христианского святого Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского. В народе этот праздник называется «Никола Зимний» в отличие от майского «Николы Вешнего», когда Церковь поминает перенесение его святых мощей в итальянский город Бари. На Руси его почитание столь велико, что на Западе святителя Николая иногда считают русским святым.
Практически в каждой российской семье есть своя, особенно любимая и почитаемая, икона Николая Угодника, перед которой люди самого разного рода занятий, достатка и образа жизни усердно молятся в различных житейских ситуациях. И «преславный в бедах заступниче» всегда помогает тем, кто обращается к нему искренне и с чистым сердцем. О некоторых фактах помощи людям и чудесных явлениях, связанных с именем святителя Николая Чудотворца, зафиксированных в исторических документах, мы вспомним сегодня в преддверии празднования его памяти.
Существует предание о помощи Святителя великому князю Димитрию Донскому: накануне Куликовской битвы ему чудесно явился образ в «звездном сиянии». После славной победы князь воздвиг подле Москвы Николо-Угрешский монастырь. И одна из Кремлевских башен носит имя святителя Николая, так как над ее воротами был помещен образ святого угодника. Когда в октябре 1812 года в Кремле прогремел взрыв, на разрушенной вверху Никольской башне этот образ чудесно уцелел и даже лампада перед ним не погасла.
У Марии Ивановны и Василия Афанасьевича Гоголь-Яновских первые два ребенка умерли, только-только родившись на свет. Когда Мария Ивановна почувствовала, что она снова в тягости, то, посоветовавшись с мужем, решила, что если родится сын, то назовет его Николаем в честь святителя Николая, чей чудотворный образ особо почитался в близлежащем селе – знаменитой Диканьке. Ожидая торжественное событие, они ежедневно заказывали требы в местном храме. В их доме перед иконой Николая Чудотворца на протяжении всего 1808 года всегда была зажжена лампада. С наступлением сумерек ее мерцание представляло для супружеской пары период бесконечного, волнующего ожидания, проходившего в хлопотах приготовления и заступнических молитвах. 20 марта 1809 года у Марии Ивановны и Василия Афанасьевича родился сын. Младенец выглядел хилым, бледным и болезненным. Но он выжил и вошел в историю мировой литературы, как писатель Николай Васильевич Гоголь.
Среди записок тайного советника, пензенского и подольского губернатора, сенатора, литератора и мемуариста Федора Петровича Лубяновского (1777 – 1869) есть следующий документ: «Дом жены моей был заложен в Строительной Комиссии, и при наступлении срока платежей я заблаговременно старался отыскать деньги. Два раза мне удавалось занимать даже без всяких документов, но в третий Орловское купечество, должно быть, узнало, что у меня нет наличных денег, и потому все отказали мне наотрез, к кому ни обращался, так что дом был назначен к продаже с аукционного торга. Приближался и самый день продажи. Тоска берет, а помочь горю нет средств. Накануне самого аукциона я, после долгого безысходного раздумья, вдруг говорю своей жене: «Знаешь ли, что делать нам в своем горе, давай молиться Богу; Господь укажет нам средства выйти из нашей беды». Она согласилась, тем более что еще прежде сама обещалась съездить во Мценск отслужить молебен Святителю Николаю Чудотворцу. Вместе с нею отправилась сестра моя. Отправляя их, я им сказал, чтобы они скорее возвращались, да привозили деньги. Они обе в один голос овечали, что деньги будут, и это с такою самоуверенностью в голосе и лице, как будто бы деньги были у них в кармане. Сам же я остался дома, помолился перед иконою Феодоровской Божьей Матери и успокоился. На другой день утром возвратились жена и сестра; я встретил их словами: “Что же, привезли денег?”. Они опять с тою же самоуверенностью говорят мне, что деньги будут. Не успели они войти в комнаты, как приезжает управляющий соседним имением Киреевского, Ив. Никан. Латышев, привозит деньги и поверяет их мне без всякого документа. А между тем этот же Латышев за несколько дней перед сим не соглашался дать мне взаймы ни под каким условием, хотя кроме меня просил его о том, с ручательством за меня, местный священник о. Феодор». Этот документ замечательный русский историк и друг Пушкина Михаил Петрович Погодин приводит в своей книге «Простая речь о мудреных вещах».
А вот рассказ нашего современника, совершенно обычного человека, Николая Дубровина. Жители деревни Тубосс Тверской области, откуда и он сам родом, застали сложные и жестокие времена в истории нашей страны, поэтому часто кроме святителя Николая Чудотворца им никто помочь не мог: «В нашей деревушке восстанавливается храм святителя Николая. По преданию, недалеко от храма была обретена юродивым икона святой Параскевы Пятницы, которую мужики отняли у него и принесли в храм, откуда она чудесно перенеслась на место обретения, к источнику. Впоследствии там построили женский монастырь, который теперь разрушен, а вода в источнике целебная. Храм восстанавливается чудом и со скорбями. Заделаны проломы в стенах, вывезены десятки тонн зловонного мусора, забетонирован пол, вставлены рамы. Однако свод храма кирпичный; он раскрыт и разрушается от осадков. Нужно бы покрыть купол железом, чтобы он не рухнул, но наших сил на это не хватает. А молиться в церкви хочется. Надеемся, что и священника Бог пошлет.
В мае, в день памяти святителя Николая («Никола Вешний»), из Вышнего Волочка приезжал священник служить молебен с акафистом. А через неделю, на Троицу, умерла старушка Мария Томкина, которая особенно любила и почитала святителя Николая. Святой дважды являлся ей. Мария рассказывала нам об этом на праздничной трапезе после чтения акафиста. Один раз ее еще девчонкой арестовали за уход с работ и содержали в бывшем доме священника напротив церкви, где она всю ночь молилась и плакала. А утром «тяжелая», как говорила Мария, мужская рука легла на ее плечо, и святитель Николай сказал ей, что ничего с ней не будет. Мария, окрыленная, прошла мимо милиционера, потеряв весь страх, с полной уверенностью в своем спасении. Действительно, через два часа ее освободили. Мы спрашивали Марию, почему она думает, что это был святитель Николай. Она объяснила это тем, что она именно ему больше молится.
Второй раз Мария видела святителя в зимнем лесу, когда возила на лошади дрова для железной дороги. Нам она рассказывала, что всегда усердно молилась святителю Николаю, чтобы благополучно довезти дрова и не опрокинуть воз. Под одной горкой, где многие переворачивались, на согнутой березке сидел старичок, весь в черном. Он поприветствовал ее. Когда приехали на место, бабы ее спрашивали: «Почему он тебя поприветствовал, а нас нет?» А мужики, которые ехали сзади, стали спрашивать, кого они там видели. На обратном пути на этой березке никого не было; не было и следов».
Я думаю, если обратиться к нашим соотечественникам с просьбой прислать хотя бы один рассказ о том, как Николай Чудотворец помог им в различных житейских ситуациях, то материала набралось бы на несколько увесистых томов. Мы настолько привыкли к тому, что святитель Николай где-то совсем рядом и помощь от него всегда придет, что часто забываем поблагодарить его, не находим времени прочитать ему акафист, зайти в храм и поставить перед его образом благодарственную свечу. Но все-таки русские люди постепенно начинают осознавать ту огромную роль, которую святитель Николай играет в нашей повседневной жизни. Свидетельство тому постоянно растущее число участников Великорецкого крестного хода, который ежегодно проходит по древней Вятской земле в честь явления иконы святителя Николая Чудотворца, именуемой Великорецким образом Николая Чудотворца. О том, что для огромного числа наших сограждан святитель Николай поистине стал «скорым утешителем в беде сущих», как говорится в акафисте ему, а также «сиянием, скорбный мрак разгоняющим», убедительно свидетельствует многотысячное людское море в километровых очередях к храму Христа Спасителя в Москве в период пребывания в нем мощей святого летом 2017 года.
С моей точки зрения, из всех отрицательных черт, присущих нам, русским, и приносящих нам наибольший вред, является патологическое упрямство и нежелание признать очевидные вещи. Мы маниакально цепляемся за ложные идеи и устаревшие формы – вот и новые слова нашего государственного гимна поются под старую «советскую» мелодию. Будто неведомо нам, что «не наливают … вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают…» (Мф 9:17). Мне кажется, наши дела могли бы пойти намного лучше, если хотя бы один куплет российского гимна был бы посвящен святителю Николаю Чудотворцу. А пока этого не произошло, пусть чаще звучит в наших домах и под сводами наших храмов его праздничный Тропарь:
Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Краткое житие
Святитель Николай – на греческом его имя означает «побеждающий народ» - жил в III – IVвв. Он родился в городе Патаре Ликийской области в Малой Азии. Его благочестивые родители, долго прожившие бездетными, дали обет посвятить своего единственного сына Богу, и после родов мать святого, Нонна, исцелилась от болезни. С детства он проявлял такое рвение к христианству, что его дядя, епископ Патарский, со временем рукоположил его в священники, а потом святитель был избран архиепископом Мир Ликийских.
Святитель Николай прославился как великий молитвенник и как защитник бедняков, вдов, сирых, нуждавшихся, страждущих, плененных, путников и всех тех, кто попал в беду: под ложное ли осуждение, невинно на казнь или оказывался на море в шторм и бурю. Он боролся с язычеством и ересями и совершал во славу Божию многие чудеса и исцеления. В 325 году святитель стал участником IВселенского Собора в городе Никее, на котором был принят Символ веры, и выступил против арианской ереси. Он удостоился праведной кончины и мирно отошел ко Господу около 345 – 351 года.
Вадим Рутковский
Ваша лепта – это жизнь нашей «Лампады»
В выходных данных журнала написано: «Издается на добровольные пожертвования».
В каждом из выпусков «Лампады» есть и ваша жертва, ваш добровольный и посильный вклад. Без этого мы не просуществовали бы двадцать лет, не дошли бы до сотого номера, не стали бы из когда-то четырехполосной черно-белой газетки многостраничным полноцветным общецерковным журналом.
Низкий вам поклон и сердечная благодарность! Храни вас Господь! Мы очень надеемся на вашу помощь и впредь.
Проект «50 плюс» - юридические консультации по правам потребителей
Подробнее...Вышла в свет книга избранных бесед главного редактора журнала «Лампада»
Подробнее...Сейчас 18 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
© 2014 - 2019 | Created by CKTO.RU | Web Hosting by CKTOHOST.NET & CKTOHOST.RU