13 декабря Православная Церковь чествует святого апостола Андрея Первозванного. Для исторического будущего России и Русской Церкви предание о хождении первого ученика Иисуса Христа имеет исключительно важное значение. В день его памяти вспомним основные этапы его миссии, тесно связавшие неутомимого проповедника веры Христовой с нашей страной.
«На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» (Ин 1:35 – 36). Эти шаги учеников Иоанна Крестителя за посланным в мир Спасителем стали началом большого пути, объединившего страны и континенты светом истинной веры. Одного из двух упомянутых учеников звали Андреем. «Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)» (Ин 1:41 – 42).
Из скупых и предельно лаконичных слов Евангелия от Иоанна мы узнаем, что Андрей и его брат Симон (Петр) были родом из городка Вифсаиды, на берегу Галилейского моря. Из него братья перебрались в Капернаум, где они оба занимались рыбной ловлей. Впереди их ждали путешествия по широким морям и дальним дорогам современной им ойкумены, нравственные и мировоззренческие представления обитателей которой им предстояло кардинально изменить.
Иерусалимский монах и писатель IX века Епифаний, сам обошедший пешком все места предполагаемых проповедей апостола Андрея, пишет, что «святой Андрей со своими учениками посетил землю Иверску, Сванетию и Осетию, где находился город Фостофор; оттуда спустился в Абхазию и проповедовал в городе Севасте, простираясь далее вдоль поморья, перешел землю джигетов, страну Верхний Сундаг и достиг приморского города Боспора, столицы Боспорского царства, у Киммерийского пролива; из Боспора следуя вдоль южного побережья Тавриды, прибыл в Феодосию, город обширный и многолюдный, управлявшийся тогда князем Савраматом, а из Феодосии перешел в город Херсонес, где и оставался долгое время…».
Некоторые историки сегодня сходятся на том, что в Херсонесе Андрей побывал, вероятнее всего, дважды. Первый раз, когда прибыл туда галерой из Синопа. Затем, видимо, он отправился к кавказским берегам, а затем, совершив свою миссионерскую деятельность в Грузии, Абхазии, Осетии и в Тавриде (Крыму), вторично прибыл в Херсонес. Город на берегу Прекрасной бухты был отправной точкой во всех восточноевропейских путешествиях святого Андрея Первозванного.
Еще один маршрут святого Андрея весьма подробно описывает русский летописец Нестор в своей знаменитой «Повести временны́х лет». Летописец говорит, что помимо Малой Азии, Фракии, Македонии, Скифии и Причерноморья Андрей Первозванный пошел вверх по Днепру до местоположения нынешнего Киева и водрузил на киевских горах крест. Шествуя далее на север, апостол достиг славянских поселений на месте современного Новгорода, а затем у нынешнего села Грузино, что неподалеку от Санкт-Петербурга, водрузил свой жезл.
Итак, из византийского Херсонеса, через Киев и Новгород к будущему Петербургу, городу, названному в честь младшего брата апостола Андрея – святого Петра, города, ставшего столицей Российской империи, православной воспреемницы и культурной наследницы империи Византийской. И как знать, может быть вовсе не случайно водрузил Андрей Первозванный свой жезл именно в устье Невы…
Имя святого апостола Андрея Первозванного и память о нем увековечены во многих атрибутах современной российской государственности. Главный орден Российской империи (а теперь Федерации) назван в его честь, над кораблями Военно-морского флота России реют Андреевские флаги, а в восстановленном Андреевском зале Большого Кремлевского дворца (в имперском прошлом – главном, тронном) проходят наиболее торжественные мероприятия государственного значения. Но все это – сторона внешняя, официальная. А вот многие ли из нас сегодня искренне верят в то, что святой апостол Андрей Первозванный действительно был на нашей земле? Предполагаю, что значительная часть наших соотечественников относится к этому скептически. И это несмотря на то, что историческая наука все больше склоняется к этой версии.
«Нашим российским апостолом» называл Андрея Первозванного святой праведный Иоанн Кронштадтский – всероссийский батюшка и всея России чудотворец, который более полувека прослужил в Андреевском соборе Кронштадта и почитал это за великую честь. Он не терзался сомнениями – так был или не был апостол Андрей на русской земле? – он просто в это верил. В праздник святого апостола Андрея Первозванного я желаю каждому из нас такой же искренности веры и чистоты познания, как у праведного отца Иоанна. И тогда мы точно будем достойны памяти первого ученика нашего Спасителя.
Тропарь, глас 4
Яко апостолов первозванный и верховнаго сущий брат, Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.
Вадим Рутковский
Ваша лепта – это жизнь нашей «Лампады»
В выходных данных журнала написано: «Издается на добровольные пожертвования».
В каждом из выпусков «Лампады» есть и ваша жертва, ваш добровольный и посильный вклад. Без этого мы не просуществовали бы двадцать лет, не дошли бы до сотого номера, не стали бы из когда-то четырехполосной черно-белой газетки многостраничным полноцветным общецерковным журналом.
Низкий вам поклон и сердечная благодарность! Храни вас Господь! Мы очень надеемся на вашу помощь и впредь.
Вышла в свет книга избранных бесед главного редактора журнала «Лампада»
Подробнее...Проект «50 плюс» - юридические консультации по правам потребителей
Подробнее...Сейчас 50 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
© 2014 - 2019 | Created by CKTO.RU | Web Hosting by CKTOHOST.NET & CKTOHOST.RU