Вот и наступил декабрь. Для прихожан нашего храма этот месяц наполнен особой радостью – 10 декабря Церковь чествует икону Божией Матери «Знамение». Готовясь к престольному Празднику, давайте вспомним драматические обстоятельства возникновения почитания этого Богородичного образа, истоки которого берут свое начало в глубинных пластах истории древней Руси. А история эта не только увлекательна, но и не менее поучительна, чем та информация, которую мы с вами ежедневно получаем с помощью Интернет и телевидения.
На рубеже 60 – 70-х годов XII века серьезно обострилось соперничество Суздаля и Новгорода за контроль над промыслом и торговым оборотом ценных пород меха пушного зверя, в изобилии обитавшего в северных русских лесах. Традиционно пушным богатством русского Севера почти монопольно распоряжались новгородские купцы. А ведь меха на протяжении многих веков были главным предметом русского экспорта и главным источником богатства и для князей, и для их приближенных, и для предприимчивых купцов. Русские бобры и куницы исключительно высоко ценились и в Византии, и на Арабском Востоке, и в Западной Европе. Что уж говорить о соболях, горностаях и полярных песцах!
Глядя завистливым оком на то, как трудолюбивый и деловитый Новгород стремительно богатеет на операциях с пушным товаром, Суздаль мечтал получить свою долю в доходах от этого сверхприбыльного бизнеса. Суздальский князь Андрей Юрьевич, прозванный Боголюбским, организовал военную экспедицию в Новгородские владения. Основу собранного Андреем войска составили ростовские и суздальские дружины. К участию в войне Андрей привлек и своих младших союзников из Рязани и Мурома, а также дружины смоленских князей.
Поход начался в феврале 1170 года. Суздальских и смоленских князей, участников похода, почему-то ничуть не остановило, что начался Великий пост – время молитвы и смирения, а не озлобления и кровопролития. Ослепленных алчностью суздальцев до краев захлестывали богатырский энтузиазм и ратный азарт. Но и храбрые новгородцы были преисполнены решимости дать крепкий отпор врагу. Оценив всю серьезность создавшегося положения, они основательно подготовились к обороне родного города.
Объединенная рать (на современном политическом жаргоне – «коалиция») подступила к городу 22 февраля, в первое воскресенье Великого поста. Суздальские и смоленские полки расположились не у самого города, но в некотором отдалении от него. Как водится, начались переговоры, съезды послов с обеих сторон. Переговоры продолжались в течение трех дней, но так ничем и не завершились. Штурм города сделался неизбежным.
Решающее сражение пришлось на среду 25 февраля. Место главного удара рати Андрея Боголюбского нам известно: основные события развернулись там, где впоследствии новгородцами будет выстроен монастырь Рождества Богородицы «на Десятине». Остатки этой обители существуют и поныне в Людине «конце» на Софийской стороне Новгорода (нынешняя Десятинная улица).
В течение всего дня инициатива переходила то на одну, то на другую сторону. В смоленской рати особенно отличился князь Мстислав Ростиславич, недаром прозванный Храбрым. Ему удалось прорваться внутрь городских укреплений, однако развить успех смолянам не удалось; не поддержали их и суздальские полки.
Перелом в битве наступил к вечеру. «… И бишася весь день, и к вечеру победи я князь Роман с новгородьци силою крестьною, и Святою Богородицею, и молитвами благовернаго владыкы Илие месяца феураря в 25 день, на святого епископа Тарасия», – читаем в Новгородской Первой летописи. Суздальский летописец также не смог скрыть масштаб постигшей его войско катастрофы: «… И многы избиша от наших, и не успевше ничтоже городу их». О причинах этой катастрофы трудно сказать что-либо определенное. Мужество ли новгородцев или еще и раздор в рядах наступавших, какие-то противоречия между суздальцами и смолянами были тому виной, но войско Боголюбского бежало с поля боя, охваченное невероятной паникой.
Новгородский летописец объяснял столь грандиозную победу своего войска «крестною силою» и помощью Пресвятой Богородицы, заступницы Великого Новгорода, а также молитвами новгородского архиепископа. Согласно летописи, в третью ночь осады архиепископу Иоанну (до монашеского пострига – Илье), молящемуся перед святым образом Господа о спасении града, был голос, велевший ему идти в церковь Святого Спаса на Ильине улице, взять там икону Пресвятой Богородицы и вынести ее на острог «против супостат». Наутро, созвав священников, Владыка послал за иконой – идти надо было через весь город, на Торговую сторону, отделенную от Софийской стороны Волховом. Однако посланному в Спасскую церковь протодиакону икона в руки не далась. Тогда сам архиепископ со «святым собором», то есть со всеми священниками города, пришел в названную церковь и, преклонившись пред иконой, начал творить молитву, обращаясь к Пречистой:
– … Ты бо еси упование наше и надежда наша и заступница граду нашему, стена и престанище и покров всим крестьяном, на Тебе бо надеемся и мы грешнии. Молися, Госпоже, Сыну своему и Богу нашему за град наш! Не предажь нас врагом нашим грех ради наших! Услыши, Госпоже, плачь людей сих и приими молитву раб Своих! Избави ны, Госпоже, град наш от всякого зла и от супостат наших!
Начали петь канон Богородице, и когда дошли до кондака, гласа 6-го: «Заступнице крестьяном непостыдная…», икона двинулась сама собою. Владыка принял ее в свои руки и передал двум диаконам, дабы те понесли ее к месту осады. Сам же Владыка со священным собором, а за ними и весь народ двинулись вслед за иконой. Икону вынесли на острог. В шестом часу вечера суздальцы пошли на приступ, «испустиша стрелы, яко и дождь умножен». Тогда-то и случилось главное чудо этой войны: икона «Божиим промыслом» повернулась и обратилась лицом к городу. По другой версии, икона повернулась от удара попавшей в нее вражеской стрелы. Архиепископ увидел слезы, текущие из глаз Богородицы, и собрал эти слезы в свою фелонь, то есть ризу. «О великое страшное чудо! – не может сдержать своих чувств автор-новгородец. – Како се можаше быти от суха древа?! Не суть бо се слезы, но являет знамение милости Своея. Сим бо образом молится Святая Богородица к Сыну Своему и Богу нашему за град наш не дати в поругание врагом нашим…». И так «умилосердися Господь нашь на град нашь молитвами Святыя Богородица, попусти гнев Свой на вся полкы…», так что «покры их тма», «якоже при Моисее» (имеется в виду тьма, покрывшая египтян во главе с фараоном, когда Бог провел евреев через Красное море). Обезумевшие суздальцы пришли в трепет и ужас, «и ослепоша вси, и начаша ся бити межи собою». Видя их безумие и то, что они сами истребляют друг друга, новгородцы выступили из-за острога, «и изидоша на поле: овыи избиша, а прочая изимаша руками». Таков был конец суздальского войска. В ознаменование этой славной победы новгородский архиепископ Иоанн тогда же установил празднование «честному Знамению Святыя Богородица», которое празднуется Русской церковью 10 декабря (27 ноября по старому стилю). В 1354 году на Ильинской улице Новгорода была выстроена каменная церковь во имя иконы Святой Богородицы «Знамение», ставшая с того времени одной из главных церквей города. Ныне существующий собор возведен в конце XVII столетия. Тогда же в новопостроенную церковь была перенесена и сама икона Божией Матери «Знамение».
Сама икона Знамения Пресвятой Богородицы сохранилась до нашего времени. Искусствоведы датируют ее 30 – 50-ми годами XII века. Небольшая по размеру, она изначально была двусторонней, то есть предназначенной для выноса из церкви на специальном древке. На ее оборотной стороне изображены апостол Петр и святая мученица Наталия, предстоящие Христу. Однако в том, что эти фигуры находились на иконе с самого начала, есть сомнения: исследователи предполагают здесь первоначальные изображения либо святых Иоакима и Анны, родителей Богородицы, либо, рядом с Петром, мученицы Анастасии, чье имя при поновлении образа было ошибочно прочитано как Наталия. Поновление коснулось и лицевой стороны иконы, фигур, изображенных на ее полях. Высказано предположение, что икона носила патрональный характер и изображенные на ее оборотной стороне святые являются небесными покровителями заказчика и его близких. Однако и это предположение не может быть принято безоговорочно. Так или иначе, но именно этой иконе суждено было стать главной святыней средневекового Новгорода. Священный трепет и благоговение древний образ Божией Матери Знамение внушает и современному православному люду, а также многим представителям иных христианских конфессий как в России, так и нашим зарубежным гостям. Ныне икона находится в Софийском кафедральном соборе Великого Новгорода, справа от амвона. Образ помещен в специально изготовленный для него большой киот.
Вадим Рутковский
Ваша лепта – это жизнь нашей «Лампады»
В выходных данных журнала написано: «Издается на добровольные пожертвования».
В каждом из выпусков «Лампады» есть и ваша жертва, ваш добровольный и посильный вклад. Без этого мы не просуществовали бы двадцать лет, не дошли бы до сотого номера, не стали бы из когда-то четырехполосной черно-белой газетки многостраничным полноцветным общецерковным журналом.
Низкий вам поклон и сердечная благодарность! Храни вас Господь! Мы очень надеемся на вашу помощь и впредь.
Проект «50 плюс» - юридические консультации по правам потребителей
Подробнее...Вышла в свет книга избранных бесед главного редактора журнала «Лампада»
Подробнее...Сейчас 7 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
© 2014 - 2019 | Created by CKTO.RU | Web Hosting by CKTOHOST.NET & CKTOHOST.RU