Известие о том, что в Историко-художественном музее подмосковного города Серпухов проходит выставка «Православные древности Серпуховского края», весьма заинтересовало меня, и при первой же возможности я направился в музей. Выставка оказалась очень интересной. Она приятно удивила меня и количеством, и уникальностью представленных на ней экспонатов. В музейных витринах я увидел Корсунскую икону Богоматери XVII в. в уникальном медном окладе и оловянные литургические принадлежности – потир, дискос со звездицей и дарохранительницей. Все представленные на выставке экспонаты представляют собой яркие свидетельства насыщенной духовной жизни старого Серпухова, а также высокого художественного таланта и мастерства русских людей. И, конечно, я уверен в том, что без подлинной искры Божьей в своей душе, без настоящей любви к Богу такие красивые предметы создать невозможно.
Самое сильное впечатление на меня произвела скульптура «Христос в темнице», относящаяся к XVIII веку. Это резное произведение исполнено глубочайшего драматизма. Глядя на это изображение Спасителя, мне вспомнились Евангельские строки, переносящие нас в ночной Гефсиманский сад: «Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно… И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф 26 : 38–39) Чаша не миновала, Христос в темнице и впереди – мучительная смерть на Кресте за грехи рода человеческого. Весь облик Христа исполнен кротости и смирения, Его взгляд проникает в душу человека и взывает к его совести.
Осмелюсь выразить свою уверенность в том, что посещение выставки «Православные древности Серпуховского края» будет чрезвычайно полезно вдумчивому православному человеку. Знакомство с представленными на выставке экспонатами непременно заставит в очередной раз задуматься о глубоком смысле удивительного феномена, коим, безусловно, является русская икона. Во время осмотра экспозиции мне вспомнились две мысли, высказанные известным русским религиозным философом князем Евгением Николаевичем Трубецким (1863–1920) о русской иконе и иконописи. Первая: «Иконопись есть живопись, прежде всего, храмовая: икона непонятна вне того храмового, соборного, целого, в состав которого она входит». Вторая: «… открытие иконы дает нам возможность глубоко заглянуть в душу русского народа, подслушать ее исповедь, выразившуюся в дивных произведениях искусства…»
Завершить свою заметку о выставке «Православные древности Серпуховского края» я хотел бы словами выдающегося исследователя церковного искусства, иконописца Леонида Александровича Успенского (1902 – 1987): «Православная Церковь обладает бесценным сокровищем не только в области богослужения и святоотеческих творений, но также и в области церковного искусства. Как известно, почитание святых икон играет в Церкви очень большую роль, потому что икона есть нечто гораздо большее, чем просто образ: она не только украшение храма или иллюстрация Священного Писания, она – полное ему соответствие, предмет, органически входящий в богослужебную жизнь».
В заключение не могу не поделиться мыслями, родившимися в результате посещения выставки.
Как человек верующий, я не могу без боли смотреть на иконы, хранящиеся в музеях. Мне кажется, что иконы, существующие вне храмового пространства и не участвующие в богослужении, выглядят сиротливо и неестественно. Они чем-то напоминают книги, которые заперли в добротном сейфе, оснащенным электронным замком и современным кондиционером, и не дают читать людям. Такие книги имеют превосходный внешний вид, но они начисто лишены волнующей энергетики читательских эмоций.
Действительно, сама невозможность в музейном зале поставить перед образом свечу и, сотворив молитву, с благоговением коснуться его устами, вызывает во мне острое чувство душевного дискомфорта. Но всякий раз, попадая в очередной художественный музей, в фондах которого имеется коллекция церковной живописи, я утешаю себя тем, что музейная галерея – это все-таки намного лучше, чем полная утрата иконы в виде ее материального исчезновения или насильственное затворничество в частном собрании какого-нибудь подпольного миллионера.
Для того, чтобы не прерывалась живая духовная связь между иконами, оказавшимися вне своей родной среды, и теми, для кого они являются не произведениями искусства, а православными святынями, я считаю необходимым навещать их и в музейных залах. Да не заподозрит меня читатель в излишней драматизации ситуации и преувеличенном пессимизме, но лично мне встреча верующего человека с иконой на территории музея чем-то напоминает посещение узника. Не вижу ничего криминального в такой аналогии – многие развитые страны сегодня хвалятся своими современными тюрьмами, вынужденные постояльцы которых содержатся в условиях трехзвездочного отеля, получая качественное питание и достойный набор культурно-развлекательных мероприятий.
Вот о чем подумалось мне в залах музея.
Адрес Серпуховского Историко-художественного музея: Московская область, г. Серпухов, улица Чехова, дом 87.
Вадим Рутковский
Май 2016 г. Подмосковье, Серпухов.
Ваша лепта – это жизнь нашей «Лампады»
В выходных данных журнала написано: «Издается на добровольные пожертвования».
В каждом из выпусков «Лампады» есть и ваша жертва, ваш добровольный и посильный вклад. Без этого мы не просуществовали бы двадцать лет, не дошли бы до сотого номера, не стали бы из когда-то четырехполосной черно-белой газетки многостраничным полноцветным общецерковным журналом.
Низкий вам поклон и сердечная благодарность! Храни вас Господь! Мы очень надеемся на вашу помощь и впредь.
Проект «50 плюс» - юридические консультации по правам потребителей
Подробнее...Вышла в свет книга избранных бесед главного редактора журнала «Лампада»
Подробнее...Сейчас 13 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
© 2014 - 2019 | Created by CKTO.RU | Web Hosting by CKTOHOST.NET & CKTOHOST.RU