Разоблачение Антигероя
размышления после просмотра фильма «Герой»
На экраны столичных кинотеатров вышел фильм «Герой». Его создатели утверждают, что лента основана на реальных событиях. Действие фильма разворачивается параллельно в прошлом и в настоящем с разницей в 100 лет. В далёком 1914 году поручик Андрей Петрович Долматов (исполнитель – певец и музыкант Дима Билан) влюбляется в княжну Веру Александровну Чернышеву (актриса Светлана Иванова). Череда исторических потрясений (Первая мировая война, февральская революция и октябрьский переворот 1917 года, Гражданская война) разлучает возлюбленных, позволяя им лишь эпизодически видеться в жестоких условиях революционного хаоса и военных бедствий. В наше время герой Димы Билана –технический эксперт по старинным автомобилям Андрей Куликов. Судьба отправила его в Париж для проведения экспертизы редкой модели дореволюционного авто компании «Руссо-Балт». Там с ним происходят удивительные события, благодаря которым он сможет понять историю своего происхождения. Как и положено настоящей драме в фильме, помимо Героя также присутствует и его противоположность, Антигерой – богач и сторонник радикальных реформ Михаил Иванович Терещенко (актер Александр Балуев).
Портрет главного героя картины, поручика Долматова, в целом довольно прозрачен, понятен, светел и чист. Это настоящий белый рыцарь без страха и упрека – благородный, отважный, преданный родине, Государю и Даме сердца, честный, искренний, всегда готовый на самопожертвование. С набором таких качеств образ Героя воспринимается зрителем как цельный, монолитный и логически завершенный. Чего явно нельзя сказать об Антигерое – миллионере Михаиле Терещенко, убедительно сыгранном талантливым актером Балуевым. При внимательном просмотре фильма данный персонаж неизбежно вызывает ряд вопросов, без ответов на которые понимание глубинной сути картины не представляется возможным.
Как человек, серьезно интересующийся историей русской революции, я не мог не обратить внимания на тот факт, что имя Антигероя полностью совпадает с именем министра финансов Временного правительства – Михаила Ивановича Терещенко. Однако, совпадением имен близость персонажа фильма с реальным политиком не ограничивается. По ходу фильма Антигерой произносит несколько реплик, из которых следует, что он является убежденным противником монархии, выступающим за скорейшее проведение в России радикальных либеральных реформ в духе европейского парламентаризма. Настоящий Михаил Иванович Терещенко незадолго до Февральской революции участвовал в планировании государственного переворота, направленного против Николая II. В заговоре также участвовали известные политические деятели А.И. Гучков (впоследствии военный министр Временного правительства) и Н.В. Некрасов, а также генерал А.М. Крымов. Ко всему этому не лишне будет добавить, что М.И. Терещенко был видным масоном – являлся активным членом ложи «Гальперна».
В кинематографическом произведении, претендующем на историческую достоверность, полное совпадение имени и мировоззрения одного из главных персонажей с именем и мировоззрением одного из ключевых действующих лиц исторической эпохи, отображаемой в фильме, вряд ли может носить случайный характер. Скорее всего, авторы ленты имели четкий замысел на предмет того, какую именно личность они хотят крупным планом вывести на большой экран в качестве антипода главного Героя, олицетворяющего собой все самое светлое, нравственно лучшее и благородное в Императорской России. Таким Антигероем по идее авторов фильма является финансист и заговорщик (по сути – изменник Родине) Михаил Иванович Терещенко, который, в отличие от поручика Андрея Долматова, служит не Царю и Отечеству, и даже не «светлым» идеалам «свободы, равенства, братства» (в моем понимании идейной альтернативы нашей христианской триаде – «Вере, Надежде, Любви»), а деньгам. Тем самым большим деньгам, ради которых он и его единомышленники, готовы были обречь на нечеловеческие страдания и смерть миллионы ни в чем не повинных людей. Думаю, мы имеем право это утверждать, поскольку, если бы не было февральской революции, то не было бы и октябрьского переворота 1917 года со всеми последующими ужасами – Гражданская война, насильственная коллективизация, ГУЛАГ, репрессии 30-х, 40-х, 50-х, гонения на Церковь и т.д.
Как сформировался характер Терещенко? Определенный свет на это проливают некоторые детали его реальной биографии. Михаил Иванович Терещенко родился 18 (30) марта 1886 года в Киеве. Окончил знаменитую Первую (Александровскую) Киевскую гимназию, среди выпускников которой был писатель Михаил Афанасьевич Булгаков, воспевший ее в своем романе «Белая гвардия»: «Стовосьмидесятиоконным, четырехэтажным громадным покоем окаймляла плац родная Турбину гимназия. Восемь лет провел Турбин в ней, в течение восьми лет в весенние перемены он бегал по этому плацу… Черные окна являли полнейший и угрюмейший покой… Странно, в центре города, среди развала, кипения и суеты, остался мертвый четырехъярусный корабль, некогда вынесший в открытое море десятки тысяч жизней. Похоже было, что никто уже его теперь не охранял, ни звука, ни движения не было в окнах и под стенами, крытыми желтой николаевской краской…»
Другой известный выпускник Первой Киевской гимназии писатель Константин Георгиевич Паустовский вспоминал: «Мне привелось учиться вместе с Булгаковым в 1-й Киевской гимназии. Основы преподавания и воспитания в этой гимназии были заложены знаменитым хирургом и педагогом Пироговым. Может быть, поэтому 1-я Киевская гимназия и выделялась по составу своих преподавателей из серого списка остальных классических гимназий России. Из этой гимназии вышло много людей, причастных к науке, литературе и особенно к театру…»
В своем автобиографическом произведении «Повесть о жизни» Паустовский отразил особый дух своей гимназии, выпускником которой был и Михаил Иванович Терещенко: «Было ли случайностью, что эта гимназия за короткое время воспитала стольких людей, причастных к литературе и искусству? Я думаю, нет… Это не было, конечно, случайностью. Причины этого явления так многочисленны и трудно уловимы, что мы, по лености своей, не хотим в них углубляться и предпочитаем думать, что все произошло по счастливой случайности.
Мы забываем об учителях, которые внушили нам любовь к культуре, о великолепных киевских театрах, о повальном нашем увлечении философией и поэзией, о том, что во времена нашей юности были еще живы Чехов и Толстой, Серов и Левитан, Скрябин и Комиссаржевская.
Мы забываем о революции Пятого года, о студенческих сходках, куда мы, гимназисты, ухитрялись пробираться, о спорах взрослых, о том, что Киев всегда был городом с большим революционным накалом.
Мы забываем, что запоем читали Плеханова, Чернышевского и революционные брошюры, отпечатанные на рыхлой серой бумаге с лозунгами «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и «Земля и воля». Читали Герцена и Кропоткина, «Коммунистический манифест» и романы революционера Кравчинского.
Но и это беспорядочное чтение давало свои плоды…»
Вот такую замечательную во всех отношениях гимназию окончил и Михаил Иванович Терещенко. Думается, что, будучи человеком той же эпохи, к которой принадлежали упомянутые писатели, гимназист Миша Терещенко в полной мере вкусил и от тех «факультативных» плодов просвещения, о которых так откровенно и ярко написал К.Г. Паустовский – Плеханов, Чернышевский, Герцен, Кропоткин и иже с ними.
Настоящий Михаил Терещенко с раннего детства свободно владел французским, английским, немецким языками, понимал древнегреческий и латынь. В зрелые годы он стал настоящим полиглотов – свободно владел в общей сложности 13 языками. Учился в Киевском университете. В 1905 – 1908 годах изучал экономику в Лейпцигском университете. В 1909 году экстерном окончил юридический факультет Московского университета.
Экранный Михаил Терещенко, вступая в спор с царским офицером бароном Ливеном (артист Марат Башаров), пространно рассуждает о невозможности взаимопонимания между успешными предпринимателями новой волны и обреченной на историческое забвение старой аристократией. Действительно, такое взаимопонимание труднодостижимо, если вспомнить о том, какие нравственные ценности с детства прививались таким, как поручик Андрей Долматов, барон Ливен и всем русским, офицерам, многие из которых были выпускниками легендарных кадетских корпусов. В «Наставлениях для образования воспитанников военно-учебных заведений», разработанных по поручению великого князя Михаила Павловича еще в первой половине XIX века, сказано:
«Христианин, верноподданный, русский, добрый сын, надежный товарищ, скромный и образованный юноша, исполнительный, терпеливый и расторопный офицер – вот качества, с которыми воспитанник этих заведений должен переходить со школьной скамьи в ряды армии с чистым желанием отплатить Государю за его благосклонность честной службой, честной жизнью и честной смертью».
Вот типичный распорядок дня учащихся кадетского корпуса на стыке XIX – XX веков: «Подъем в 5 часов 45 минут под звуки трубы или барабана. Точное время отпущено на умывание, чистку сапог, одевание, построение и молитву – и все роты строем марш в столовую на утренний чай. В классы на повторение пройденного – тоже строем. Три урока с переменами – и опять строем в огромную столовую на завтрак. Там всем корпусом произносятся молитвы «Очи всех на Тя, Господи, уповают…» и «Благодарим Тебя …». После завтрака – строем на прогулку на плац или в сад, потом – по сигналу – опять в классы, еще на три урока. Потом строем – на обед, за столами по десять человек в огромном зале. После обеда – прогулка и свободное время, опять же не без присмотра офицера-воспитателя. Приготовление домашних заданий. Ужин, молитва… Детские шалости распорядком дня не предусмотрены».
Интересны воспоминания одного из бывших кадетов Г. Месняева: «… В те времена никто не внушал кадетам любви и преданности Царю и Родине и никто не твердил им о долге, доблести и самопожертвовании. Но по всей корпусной обстановке было нечто такое, что без слов говорило им об этих высоких понятиях, говорило без слов детской душе о том, что она приобщилась к миру, где смерть за Отечество есть святое и само собой разумеющееся дело… Вот этими-то путями незаметно внедрялось то, что потом формировалось в целое и крепкое мировоззрение, основанное на вере в Бога, на преданности царю и родине и готовности в любой момент сложить за них голову. Эти понятия заключали в себе большую нравственную силу, которая помогала старым кадетам пронести через всю их многострадальную жизнь тот возвышенный строй мыслей и чувств, который предостерегал и спасал их от ложных шагов…»
Жертвенность, постоянная готовность к самопожертвованию, любовь к Богу и Родине до полного самоотречения – вот качества, отличающие настоящего Героя от всех остальных. Качества, которым не учат в академиях бизнеса, на экономических факультетах престижных университетов. По сценарию фильма поручик Андрей Долматов погибает во время Первого Кубанского («Ледяного») похода генерала Корнилова, заслонив своим телом барона Ливена от большевистской пули в бою у станицы Ново-Дмитриевской. Его Антигерой – миллионер Михаил Терещенко кончает жизнь самоубийством в Париже, будучи не в силах смириться с тем, что его отвергла любимая женщина, княжна Ирина (литовская актриса ЮргитаЮркуте). Настоящий Михаил Иванович Терещенко умер своей смертью в 1956 году в возрасте 70 лет в Монако, благополучно пережив многих своих известных современников и однокашников, в том числе и писателя Михаила Афанасьевича Булгакова. Потеряв своё состояние в России, он успешно занимался бизнесом за границей, был совладельцем нескольких финансовых компаний и банков во Франции и на Мадагаскаре. Но это слишком скучно и негероично. И кино об этом снимать не интересно…
Краткая справка «Лампады»
Фильм «Герой» снят в 2016 году.
Режиссер – народный артист России Юрий Борисович Васильев.
Авторы сценария – Ольга Погодина-Кузьмина и Наталия Дорошкевич.
Композитор – Эдуард Артемьев.
Жанр – драма.
В ролях: Дима Билан, Светлана Иванова, Александр Балуев, Юлия Пересильд, ЮргитаЮркуте, Марат Башаров, Александр Адабашьян, Татьяна Лютаева, ЛилитаОзолиня, Александр Головин, ПетарЗекавица и другие.
Картина создана при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Российского военно-исторического общества.
Вадим Рутковский
апрель, 2016 г.
Ваша лепта – это жизнь нашей «Лампады»
В выходных данных журнала написано: «Издается на добровольные пожертвования».
В каждом из выпусков «Лампады» есть и ваша жертва, ваш добровольный и посильный вклад. Без этого мы не просуществовали бы двадцать лет, не дошли бы до сотого номера, не стали бы из когда-то четырехполосной черно-белой газетки многостраничным полноцветным общецерковным журналом.
Низкий вам поклон и сердечная благодарность! Храни вас Господь! Мы очень надеемся на вашу помощь и впредь.
Проект «50 плюс» - юридические консультации по правам потребителей
Подробнее...Вышла в свет книга избранных бесед главного редактора журнала «Лампада»
Подробнее...Сейчас 18 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
© 2014 - 2019 | Created by CKTO.RU | Web Hosting by CKTOHOST.NET & CKTOHOST.RU