Всего лишь несколько дней остается до 25 января – памятной даты в нашем церковном календаре, связанной с почитанием святой мученицы Татианы, считающейся на Руси покровительницей студентов. В честь этого праздника мы хотим рассказать читателям «Лампады» о знаменитой Славяно-греко-латинской академии – крупнейшем учебном заведении России в конце XVII – первой половине XVIII веков.
Первое в России высшее учебное заведение возникло не на пустом месте. Одним из крупных его предшественников было Тимофеевское училище (Типографская школа), открытое весной 1681 года на Московском печатном дворе, в старом помещении типографской библиотеки. Свое название училище получило по имени своего основателя – иеромонаха Тимофея. Личность этого талантливого человека отечественными историками изучена весьма недостаточно. Его биография содержит намного больше загадок и умолчаний, нежели точно установленных фактов. Между тем судьба этого старомосковского просветителя представляет немалую ценность для истории русской культуры – хотя бы потому, что он первым среди всех русских ученых мужей назван в источниках «ректором».
Впервые имя Тимофея всплывает в связи с секретной миссией келаря Чудова монастыря Саввы, отправленного в 1666 году к православным греческим иерархам. В цели миссии входило окончательно решить вопрос о Московском патриаршем престоле, оставленном Никоном за восемь лет до того. Необходимо было также добыть для Москвы опытного греческого учителя (чего сделать не удалось) и решить ряд разведывательных задач.
Тимофей – первые годы иеродьякон, а потом иеромонах – оставался на турецкой территории в течение долгих четырнадцати лет. Он поселился у иерусалимского патриарха Досифея, став его доверенным лицом в отношениях с московским правительством. Тимофей побывал в Палестине, Синайском монастыре Святой Екатерины и на Афоне, работал некоторое время помощником при толмаче (переводчике) турецкого султана. В 1670-х годах его обучал в Константинополе известный греческий дидаскал(учитель, наставник в Древней Греции)СевастКаминитис. Кроме того, Тимофей посещал лекции в школе МанолакисаКасторианоса. Когда к туркам прибывали русские послы, Тимофей тайно связывался с ними и делился собранными сведениями. В 1679 году через посла Василия Даудова он передал совет немедленно начать наступление на Азов и Крым. Тяжкая и полная риска жизнь на чужбине, по словам Тимофея, стала ему невмоготу, и зимой 1680/81 года иеромонах Тимофей возвратился в российские пределы.
Странствуя по Православному Востоку, Тимофей набрался знаний и «навыче греческого языка». Прибыв в Москву, он был представлен царю Федору Алексеевичу и поведал о крайне плачевном состоянии «свободных греческих наук… терпящих порабощение от тиранской руки турок». На общем совете царь и патриарх Иоаким приняли решение «тамо умоляемое учение зденасадити», то есть учредить в Москве греческую школу, Тимофея же назначить ее ректором. Более достойного кандидата отыскать было трудно: познания Тимофея, быть может, не столь блестящие, все же считались солидными и сомнений не вызывали. Он даже приобрел почетное прозвище «Грек». Преданность же его Православной церкви и царствующей династии прошла самую суровую проверку…
Через два с половиной года после своего открытия школа перебралась в две специально для этой цели перестроенные каменные палаты с редкими тогда еще стеклянными окнами. Палаты располагались на Печатном дворе, рядом с двором князя И.А. Воротынского. Вполне вероятно, что это было первое на Руси помещение, особо предназначенное к нуждам учебного процесса. Вокруг школьных палат возвели ограду. Поблизости поставили сарай для обучения маленьких детей славянской грамоте.
Поначалу в школе обреталось всего лишь 30 – 40 учеников, но их количество быстро росло. К лету 1683 года число учащихся достигло 60 человек, осенью 1685 года – двух сотен, а в следующем году составило наивысшую зафиксированную источниками цифру: 233 человека. Подобных масштабов отечественное просвещение еще не знало. Среди воспитанников Тимофея были патриаршие певчие, приказные подьячие, люди «всякого чина», в том числе «малые робята сироты» и московские греки.
Учеников разделили на два отделения, которые условно можно именовать «славянским» и «греческим». В программу преподавания «греческого» отделения входили, помимо умения говорить, читать и писать по-гречески и по-русски, грамматика, диалектика и риторика, причем к последней добавлялись занятия историей, географией – в качестве отдельных дисциплин. Весьма вероятно, в число предметов обучения вошла и пиитика – иначе зачем попали в школьную библиотеку Эсхил, Эзоп, Аристофан, Гомер? Все это – круг предметов западноевропейского или греческого среднего учебного заведения. За образец явно были взяты греческие школы Православного Востока.
Учащимся каждые четыре месяца выплачивалась «стипендия», на которую они могли существовать безбедно. Кроме того, им выдавались деньги на одежду и обувь, подарки. От раза к разу их радовали, например, «калачами». Из средств приказа Книгопечатного дела и патриаршей казны получали жалованье учителя: сам ректор, а также преподаватели – московский грек Мануил Григорьев (МанолисГригориопулос) Миндилинский, святоафонский иеромонах Иоаким, известный старомосковский книжник Карион Истомин. От тимофеевской школы оставался один шаг до академии. Первый русский ректор сделал все от него зависящее, дабы появилась возможность этот шаг сделать.
В 1685 году, при царевне Софье, в Москву были приглашены ученые греки братьяИоанникий и СофронийЛихуды. При поддержке правительства они открыли еще одну школу – в Богоявленском монастыре. Позднее под их руководство передали семь лучших учеников Типографской школы. Потом эти два учебных заведения оказались слиты воедино. Зимой 1687/88 года тимофеевское училище прекратило свое существование, а часть его воспитанников продолжила получать образование у Лухудов.
В 1687 году на базе объединенных школ возникла Славяно-греко-латинская академия. Академия располагалась на территории Заиконоспасского монастыря (Никольская улица). Древнейшее название этой обители – Спас Старый на Песках. Это дало повод остроумным москвичам присвоить первому высшему учебному заведению России свой вариант названия – «Спасские школы». Студентов, соответственно, нарекли «спасскими школьниками».
В бытность Лухудов в академии грамматика преподавалась на греческом, риторика, логика и физика («естественная философия») частью по-гречески, частью по-латыни. Качество обучения не только древним языкам, но и базовым основам европейской средневековой схоластической образованности было в то время, видимо, высоким. Об этом свидетельствует хотя бы следующий факт: Петр Васильевич Постников, закончивший академию в 1692 году, уже два года спустя первым из русских получил докторскую степень в Падуанском университете.
В начале XVIII века Петр Iна поддержку Спасских школ выделил значительные денежные средства. При нем академия превратилась в «кузницу кадров» не только для всех епархий России, но и для государственного чиновничества. Государственная служба уже в то время требовала высокообразованных специалистов. Из 236 выпускников 1701 – 1728 годов лишь 68 пошли по духовной части, остальные определились на работу в административные структуры государственного управления. Залогом высокой эффективности этого самого управления на данном историческом этапе было хорошее знание латыни. Оно было остро востребовано в самых разных областях – от дипломатического представительства в иноземных державах до аптечного ведомства. Это привело к тому, что в Славяно-греко-латинской академии петровской эпохи заметно обозначился «латинский» уклон. Уже в 1700 году преподавание велось не по-гречески, а по-латыни, а в следующем году это было закреплено царским указом. В конце концов, преподавание греческого было перенесено в особую школу при церковной типографии, которая лишь в 1738 году была воссоединена с академией. «Спасские школьники» могли посещать ее «своей охотой».
В дальнейшем Славяно-греко-латинская академия знала взлеты и падения, но сумела устоять. Она прошла через века, меняя названия и местоположение. Множество блестящих ученых (один М.В. Ломоносов чего стоит), деятелей культуры и высших лиц нашей Церкви обучались там. Впоследствии ее перевели в Троице-Сергиеву обитель. На сегодняшний день Славяно-греко-латинская академия носит название Московской духовной академии и представляет собой крупнейший церковный вуз современной России. А в зданиях Заиконоспасского монастыря в 1992 году возник Российский Православный богословский университет имени святого апостола Иоанна Богослова.
Вадим Рутковский
Москва, январь, 2016 г.
Ваша лепта – это жизнь нашей «Лампады»
В выходных данных журнала написано: «Издается на добровольные пожертвования».
В каждом из выпусков «Лампады» есть и ваша жертва, ваш добровольный и посильный вклад. Без этого мы не просуществовали бы двадцать лет, не дошли бы до сотого номера, не стали бы из когда-то четырехполосной черно-белой газетки многостраничным полноцветным общецерковным журналом.
Низкий вам поклон и сердечная благодарность! Храни вас Господь! Мы очень надеемся на вашу помощь и впредь.
Проект «50 плюс» - юридические консультации по правам потребителей
Подробнее...Вышла в свет книга избранных бесед главного редактора журнала «Лампада»
Подробнее...Сейчас 7 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
© 2014 - 2019 | Created by CKTO.RU | Web Hosting by CKTOHOST.NET & CKTOHOST.RU