С архитектурно-художественной точки зрения Марфо-Мариинскую обитель я отношу к «зимним» монастырям. Это связано с тем, что Покровский храм – главный собор обители, построенный в стиле новгородской и псковской церковной архитектуры, в очень сильной степени ассоциируется у меня с Русским Севером, с заснеженными мохнатыми елями, крепким морозом, долгими полярными темными и звездными ночами. Поэтому, как только в первые декабрьские дни в Москве запахло настоящей (а не календарной) зимой, я взял фотокамеру и направился на Большую Ордынку. Теперь читатели электронной «Лампады» имеют возможность совершить виртуальную экскурсию и в Марфо-Мариинскую обитель, и в московскую зиму.
Предлагаю не спеша обойти Покровский собор и вспомнить историю его создания. В 1908 году Алексей Викторович Щусев, перешагнув свое 35-летие, превратился в зрелого, высокопрофессионального мастера церковного зодчества. В ноябре его избрали действительным членом совета Академии художеств. Это было весьма почетно, поскольку совет состоял из шестидесяти пожизненных членов, каждый из которых был выдающимся деятелем российского искусства.
В 1908 году великая княгиня Елизавета Федоровна решила основать в Москве монастырь в память о своем супруге, великом князе Сергее Александровиче, убитом радикальными революционерами. Москвичи были поражены, узнав о ее решении продать фамильные драгоценности и имущество для строительства новой обители. В 1907 году она купила участок земли с усадьбой на Большой Ордынке, где и должна была вырасти заново отстроенная обитель. Главными целями Марфо-Мариинской обители великая княгиня видела благотворительность и бескорыстную помощь тяжелобольным. Великая княгиня привлекла и архитектора А.В. Щусева. Одновременно он работал над исполнением сразу нескольких крупных заказов, среди которых были храм Сергия Радонежского на Куликовом поле, Троицкий собор Почаевской лавры, Васильевский собор в Овруче, храм великомученицы Варвары в Михайловском Златоверхом монастыре, церковь в Натальевке.
Закладка соборного Покровского храма при обители состоялась 22 мая 1908 года. Помимо Нестерова вработувложили свой талант выдающиеся мастера – художник Михаил Нестеров, иконописцы братья Александр и Павел Корины, а также скульптор Сергей Коненков.
Когда 8 апреля 1912 года состоялось торжественное освящение Марфо-Мариинской обители, стало ясно, как отметил Михаил Нестеров, «что это создание Щусева есть лучшее, что сделано по храмовой архитектуре в новейшее время».
И в наши дни, спустя столетие, Покровский собор восхищает современников. Кандидат искусствоведения Диана Валерьевна Кейпен-Вардиц пишет: «Избранный архитектором масштаб архитектурных форм делает собор монументальным, как и пристало монастырскому собору, но при этом он остается сомасштабен человеку, не подавляя его своим величием на столь небольшом участке…
Очевидно, при создании храма автор перемешивал впечатления от целого ряда памятников разных эпох, создавая характерно свое, весьма далекое от простого подражания или хотя бы точного цитирования отдельных частей и деталей…
Собор построен из кирпича (стены) и современного материала – железобетона (перекрытия), любимого зодчими того времени за его пластичность и техническую способность воплощать тягучие и текучие линии и формы, характерные для модерна, - но, подобно новгородско-псковским памятникам, отштукатурен и обмазан побелкой.
Щусев, архитектор эпохи модерна, «лепит» здание из архитектурного «теста», иногда будто бы орудуя ножом, оставляя широкие ровные срезы или «прокалывая» в якобы случайном порядке несколько окошек в фасаде южного придела… К приметам авторского почерка Щусева можно отнести сочетание пластической массы объемов и графически прорисованных деталей, намеренную архаизацию форм, использование архитектурных форм и деталей разного времени для создания иллюзии «патины веков» и сочинения искусственной строительной истории…
В этой постройке Щусев значительно уходит от конкретных прототипов, собирая на основе многих впечатлений… нечто новое и не имеющее аналогов, как не имела аналогов и принадлежавшая великой княгине идея создания обители, насельницы которой соединяли в своем сестринском служении служение Марфы и Марии… Строительство Покровского храма ознаменовало собой расцвет в творчестве мастера и постепенно создало моду на него»
Надеюсь, что наша прогулка не показалась читателям «Лампады» утомительной. Пока в Москве хозяйничает «нелетная погода», я поищу новые интересные места для познавательных прогулок, и как только поменяются метеорологические декорации, немедленно выдвинусь туда, где нас будут ждать интересные истории и яркие впечатления.
Вадим Рутковский
06 декабря 2015 г.
Ваша лепта – это жизнь нашей «Лампады»
В выходных данных журнала написано: «Издается на добровольные пожертвования».
В каждом из выпусков «Лампады» есть и ваша жертва, ваш добровольный и посильный вклад. Без этого мы не просуществовали бы двадцать лет, не дошли бы до сотого номера, не стали бы из когда-то четырехполосной черно-белой газетки многостраничным полноцветным общецерковным журналом.
Низкий вам поклон и сердечная благодарность! Храни вас Господь! Мы очень надеемся на вашу помощь и впредь.
Вышла в свет книга избранных бесед главного редактора журнала «Лампада»
Подробнее...Проект «50 плюс» - юридические консультации по правам потребителей
Подробнее...Сейчас 34 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
© 2014 - 2019 | Created by CKTO.RU | Web Hosting by CKTOHOST.NET & CKTOHOST.RU