ПРИХОДЯЩИЙ НА ПЕРЕЛОМЕ
Тайна преподобного Александра Свирского
В двадцати километрах от города Лодейное Поле, что в Ленинградской области, находится Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. Паломничество в эту знаменитую северную обитель мне давно хотелось совершить, и вот, наконец-то, этим намерениям суждено было сбыться. Выходим из теплого салона автобуса в темно-серый холодный утренний туман. Впереди неясные очертания церквей и монастырских стен – это Троицкая (старая) часть обители, и мы направляемся в ее сторону. Небо сыпет мелким дождем, резкий ветер выжимает из глаз слезы. Да уж, явно не Крым!
Дорожка выводит нас вдоль монастырской стены к входу в Троицкую часть обители. И неожиданно открывается панорама Рощинского озера. Свинцового цвета вода покоится в серебряном тумане. Полное спокойствие и абсолютное умиротворение. Тишина своим огромным крылом покрыла все окрест. Я чувствую, что стою на пороге глубокой тайны.
Действительно, в здешней обители вся земля буквально напитана тайнами. Перед поездкой я познакомился с книгой журналистки Аллы Добросоцких «Тайны и загадки мощей чудотворца Александра-Свирского». Уже предисловие поразило меня: «Все здесь пропитано молитвами подвижников. Когда в обители проводят земельные работы и находят косточки монахов – самое удивительное, что не попадается ни одной гнилой или даже почерневшей, кости бывают только белого и янтарного цвета. По афонским же традициям считается, что белые косточки бывают у монахов-молитвенников, а желтые – у подвижников более высокого уровня…».
Прочитав этот текст, я с горечью подумал о собственных недугах, как духовных, так и телесных. У подвижников Александро-Свирской обители косточки идеально сохранились и после смерти, а мои начали сдавать еще при жизни, в какие-то сорок с небольшим… Да один ли я такой в этом мире, у кого проблемы с опорно-двигательным аппаратом? Имя нам – легион. А ведь все по грехам, по грехам... Есть над чем задуматься и от чего прийти в ужас. Реален ли шанс исправиться и спастись?
Как ни покажется странным, но намек на решение проблемы я обнаружил в той же книге. Автор пишет: «С именем Александра Свирского связана какая-то особая тайна. Инокиня Леонида (Сафонова), как ученый, отдавшая много сил для поиска мощей, казалось бы, навсегда исчезнувших в адовой мясорубке большевистской революции, рассказывала о греческом архимандрите Иоасафе, который со слезами подошел к заново обретенным мощам преподобного Александра, находившимся тогда, в 1998 году, храме Веры, Надежды, Любови и Софии – подворье Покрово-Тервенического монастыря в Санкт-Петербурге. Около двух часов провел в молитве архимандрит у раки преподобного Александра. После обильных слез, пролитых у раки, он поведал через переводчика послушнику Александру, постоянно находившемуся при раке, что святой Александр пришел, чтобы каждый обнаружил себя, кто он есть, и свою веру».
Эти слова привели меня к мысли о том, что я, как и многие соотечественники, большую часть своей активной жизни занимался не совсем тем делом, которого ждал от меня Бог. Свои лучшие и наиболее продуктивные годы я положил на алтарь таких страстей, как гордыня, тщеславие, сребролюбие и многих других. В погоне за материальным благополучием и профессиональным самоутверждением я растратил наиболее свежие и созидательные силы, которыми Господь щедро наделил меня в надежде, что я воспользуюсь ими более разумно и душеполезно. Похоже на то, что пришло время ответить на самые главные жизненные вопросы. Кто я? Во что я на самом деле верю? Куда иду? Что делаю в моей стране? Могу ли ей чем-то помочь? И нужна ли ей, в принципе, моя помощь? Ведь от того, как я, если хотите – как мы отвечаем на эти вопросы, зависит будущее России, пусть даже самая крохотная его часть. Кому-то эти слова могут показаться чрезмерно пафосными, но от этого, поверьте, максима сия не перестанет существовать. Именно совокупность всех действий и поступков каждого из нас, стиль нашей индивидуальной жизни, в конце концов, определяют общий духовный, нравственный и, не боюсь этого слова, политический климат в нашей стране, вектор ее движения на мировой арене.
Вполне возможно, что преподобному Александру Свирскому предстоит выполнить какую-то особую миссию в современной русской истории. Интересно, что само время появления на свет будущего святого явно ассоциируется с такими понятиями, как «переломный момент» или «судьбоносная эпоха». По преданию, Преподобный родился в 1448 году. Его родителями были вепсские крестьяне Стефан и Васса, которые впоследствии также приняли монашеский постриг. Свое долгожданное дитя, родившиеся по их усердным молитвам после долгих лет бесплодия, счастливые родители нарекли Амосом, в честь библейского пророка.
Чем же так примечательно время прихода в мир будущего христианского подвижника? В 1448 году Пасха была ранней (24 марта), и не хватило одного дня, чтобы стать кириопасхой, что значит по-гречески «Пасха Господня». Кириопасха – это тот редчайший случай, когда Светлое Христово Воскресение совпадает с Благовещением Пресвятой Богородицы, которое Церковь празднует 25 марта. В том же году великий московский князь Василий II (Темный) созвал съезд епископов, на котором был наречен на московскую кафедру митрополит Иона. Действительно судьбоносное для средневековой и будущей имперской Руси событие, поскольку со времен Крещения Руси глава нашей Церкви утверждался константинопольским патриархом. Избрание предстоятеля собором русских епископов не противоречило церковным канонам, однако нарушало древнюю традицию. В воскресенье 15 декабря 1448 года состоялась официальная церемония избрания Ионы первым русским автокефальным митрополитом.
Вот в такое действительно переломное время появился на свет младенец Амос – будущий преподобный Александр Свирский. С юношеских лет он не мыслил для себя иного поприща, кроме монашеского. В 19 лет Амос тайно ушёл на Валаам, где семь лет жил в качестве послушника, а в 1474 году принял иноческий постриг с именем Александр. Удалившись на уединённый остров, впоследствии названный Святым, Александр подвизался около семи лет в пещере. На острове теперь находится Александро-Свирский скит Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, где показывают пещеру и вырытую руками святого собственную могилу.
В 1485 году по благословению игумена монастыря Александр ушёл на Святое озеро, расположенное неподалеку от Олонца и реки Свирь. Со временем здесь образовалась обитель, ныне известная как Александро-Свирский монастырь.
Преподобный прославился многими чудесами и праведным образом жизни. Он воспитал много учеников в монастыре и привёл к вере многих мирян. Какое-то время святой жил в полном уединении и вёл суровую жизнь. После 25 лет затворничества, согласно житию, Александр был удостоен явления Святой Троицы. В упомянутой мною книге так описано это глубоко мистическое событие: «В 1507 году, на 23-м году поселения в пустыни, келью великого подвижника во время ночной молитвы осиял невыразимый свет – и он увидел Трех Мужей, облаченных в светлые, белые одежды, осиянных Небесной славой, у каждого из них в руке был посох. Затрепетав, преподобный поклонился Им до земли и воскликнул: “Никогда не видел кого-либо в такой Славе, как Вас вижу”. На что Они ему отвечали: “Дух Святой живет в тебе чистоты ради сердца твоего…”. Преподобный Александр получил повеление построить церковь и основать обитель, а когда он спросил, во имя кого должна быть церковь, Господь ответил: “Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы… Я оставляю тебе мир и мир подам тебе”. В истории Русской Православной Церкви это Божественное снисхождение Живоначальной Троицы известно как единственное».
За несколько лет до кончины преподобный Александр задумал и построил каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Он завещал братии после преставления связать свое тело по ногам веревкой, стащить в болотную трясину и закопать во мху, притоптав ногами. Иноки со слезами молили наставника разрешить им погрести его в обители. Видя их горе, преподобный Александр позволил похоронить его в монастыре, но только у церкви Преображения, что и было совершено 30 августа (12 сентября по н. ст.) 1533 года.
Посмертная судьба мощей преподобного Александра Свирского драматична. Согласно архивным документам, 20 декабря 1918 года их увезли из обители под конвоем ЧК «в целях беспощадной борьбы с врагами коммунистической идеи и социалистической мысли».
14 февраля 1919 г. во время кампании по ликвидации мощей нарком юстиции отдал директиву разместить их по музеям. По сведениям сотрудников кафедры нормальной анатомии Ленинградской военно-медицинской академии, «мумифицированное тело неизвестного мужчины» в их музее появилось не позднее 1940-х годов. Попытки установить историю его происхождения и поступления на кафедру по существующим каталогам и журналам оказались безуспешными – кто-то предусмотрительно «засекретил» для посторонних глаз все обстоятельства появления мощей преподобного Александра Свирского в музее ВМА. Этим «кем-то» оказался заведующий кафедрой В. Н. Тонков, который по своим убеждениям не был «воинствующим безбожником» и смог сделать так, чтобы про мощи просто забыли. Академик Владимир Николаевич Тонков, происходивший из графского дворянского рода по отцу и из священнической семьи по линии матери, до 1954 года обеспечивал надёжную защиту мощам преподобного Александра Свирского. После его кончины дело продолжили ученики.
Мощи Александра Свирского были обретены летом 1998 года. Этот исторический период для России был не менее драматичным и переломным, чем 1448 год, в котором родился Преподобный. Заканчивались «лихие девяностые». Огромная страна, некогда могучая и великая держава, превратилась в заложницу кучки богатейших олигархов. В этот год отмечалась трагическая дата – восьмидесятая годовщина чудовищной расправы над семьей последнего российского императора в Екатеринбурге.
17 августа 1998 года, две недели спустя после обретения мощей преподобного Александра Свирского, храм Веры, Надежды, Любови и Софии на окраине Петербурга (подворье Покрово-Тервенического монастыря), в котором они тогда временно находились, посетил Святейший Патриарх Алексий II. Коленопреклоненно помолившись, он приложился к руке и стопам преподобного Александра Свирского. В своем Слове к народу Его Святейшество сказал: «Я думаю, что обретение, возвращение мощей преподобного Александра Свирского в это непростое время для Петербурга и всей России – милость Божия и благословение Божие. И дай Бог, чтобы каждый, кто приходит к этим святым мощам, получал душевное укрепление и поддержку и чувствовал, что преподобный своими молитвами помогает нам нести свой жизненный крест».
Ныне чудесная святыня находится в Преображенской части Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря: мощи, которых за 470 с лишним лет не только совершенно не тронуло тление, целиком сохранились – в том же объеме и виде, каким было тело чудотворца при жизни.
Переживаемый нами сегодня период российской истории также полон тревог, проблем и неопределенности. Теперь, когда Россия пытается найти свое место в стремительно меняющемся мире, отстаивать национальные интересы и строить внутреннюю жизнь на основе своих традиционных представлений о духовности и нравственности, ей как никогда необходима помощь такого святого подвижника, каким был преподобный Александр Свирский. И может быть, именно поэтому на новом этапе испытаний, в очередной раз выпавших на долю нашей страны, все большее число людей из разных ее уголков, словно повинуясь какому-то безотчетному зову, устремляются к раке с мощами великого подвижника в монастырь, где ему явилась Святая Троица.
Тропарь, глас 4
От юности, Богомудре, желанием духовным в пустыню вселився, единаго Христа возжелал еси усердно стопам вслед ходити. Темже и ангельстии чини, зряще тя, удивишася, како с плотию невидимым козням подвизався, премудре, победил еси полки страстей воздержанием и явился еси равноангелен на земли, Александре преподобне, моли Христа Бога, да спасет души наша.
Вадим Рутковский
Сентябрь - октябрь 2015 г.
Санкт-Петербург
БИБЛИОГРАФИЯ
В работе над текстом были использованы следующие источники:
1) Алла Добросоцких; «Тайны и загадки мощей чудотворца Александра Свирского»; издательство «Даниловский благовестник», 2006 год;
2) Николай Борисов; «Иван III»; Москва, издательство «Молодая гвардия» (серия «ЖЗЛ»), 2003 год;
3) Александр Сегень; «Алексий II»; Москва, издательство «Молодая гвардия» (серия «ЖЗЛ»), 2015 год;
4) Официальный сайт Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря;
5) Википедия;
6) Иные источники.
Ваша лепта – это жизнь нашей «Лампады»
В выходных данных журнала написано: «Издается на добровольные пожертвования».
В каждом из выпусков «Лампады» есть и ваша жертва, ваш добровольный и посильный вклад. Без этого мы не просуществовали бы двадцать лет, не дошли бы до сотого номера, не стали бы из когда-то четырехполосной черно-белой газетки многостраничным полноцветным общецерковным журналом.
Низкий вам поклон и сердечная благодарность! Храни вас Господь! Мы очень надеемся на вашу помощь и впредь.
Вышла в свет книга избранных бесед главного редактора журнала «Лампада»
Подробнее...Проект «50 плюс» - юридические консультации по правам потребителей
Подробнее...Сейчас 33 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
© 2014 - 2019 | Created by CKTO.RU | Web Hosting by CKTOHOST.NET & CKTOHOST.RU