Наблюдая за жаркими спорами о выборе в Москве места под монумент крестителю Руси равноапостольному князю Владимиру, я вспомнил, как совсем недавно в Старом Крыму совершенно спокойно был установлен памятник святому благоверному князю Александру Невскому. Казалось бы, какая связь между древней столицей крымских ханов (в XIV столетии город Старый Крым носил имя Солхат и был административным центром крымских владений татар) и победителем тевтонских рыцарей на льду Чудского озера, который в этих местах никогда не бывал? Хоть Старый Крым и представляет собой совсем небольшой городок с населением в 9,3 тысячи человек, но и в нем хватает эрудитов, среди которых вполне могло найтись несколько «умников», готовых высмеять, опротестовать и оспорить полезность и нужность любого начинания. Тем не менее, город с многонациональным населением вполне мирно и дружелюбно воспринял появление на одной из его улиц памятника святому древнерусскому князю-полководцу.
Предвижу реакцию скептически настроенных интеллектуалов: «Да в вашем городке, батенька, равнодушие и апатия царят! Вот и не испытывают тамошние жители никаких эмоций по поводу внезапно появившегося в их населенном пункте памятника…».
Поверьте мне, господа хорошие – это уж точно не тот случай! Жители Старого Крыма – народ весьма темпераментный, и ни одно событие, происходящее в радиусе 10 км от них, без должной оценки не оставят. Поэтому и о новом памятнике святому князю-полководцу в неформальной обстановке я услышал от горожан немало искренних комментариев. В основном – положительных. Многие не скрывают своей радости от того, что в Старом Крыму появился памятник одному из самых почитаемых русских святых.
Будучи не в силах избавиться от интеллигентской привычки во всем искать тайные смыслы и скрытые знаки, я решил попытаться поразмышлять над вопросом, почему все-таки в Старом Крыму установили памятник именно Александру Невскому? Не секрет, что большинство наших соотечественников о делах Александра Ярославича знают в основном по старому советскому черно-белому фильму Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Грандиозные сцены Ледового побоища, картины белых рыцарских плащей с большими крестами и крылатая фраза «Эх, коротка кольчужка!» навсегда врезались и в мою память. Осмелюсь предположить, что и среди воцерковленных людей найдется немного таких, кто хотя бы один раз полностью прочитал житие святого благоверного князя Александра Невского, не говоря уж о какой-то научной или научно-популярной литературе о нем. И все же: как мы можем понять христианский подвиг, причины прославления и огромной популярности в народной русской среде этого святого, не имея представления о его реальной жизни?
Мысленно перебирая в голове славные деяния Александра Ярославича, я вспомнил один эпизод, который, с моей точки зрения, позволит наиболее емко, выпукло и рельефно представить себе стержень его христианского характера. Речь идет вот о чем. В 60-х годах XIII века в разгар ордынского ига в городах на северо-востоке Руси бесчинствовали откупщики даней – магометане (бухарцы или выходцы из Волжской Булгарии), названные в источниках «бесерменами». От их поборов русские испытывали, как сказано в летописи, «лютое томление». В Ярославле у представителя ордынцев Кутлубия служил некий приспешник – бывший монах Зосима (Изосима), перешедший в ислам «пьяница» и «кощунник», особенно свирепствовавший вместе со своим хозяином.
В те лихие и беспросветные годы ордынская власть над Русью несколько заколебалась: между ханами начались кровавые распри, затянувшиеся на много лет. Именно тогда, в 1262 году, и вспыхнуло восстание, разом охватившее огромную территорию. В Ростове (Ростове Великом Ярославской области), Суздале, Владимире, Ярославле, Переяславле-Залесском и Устюге Великом «бысть вече», и Бог «вложи ярость хрестьяном во сердце». Откупщиков перебили или изгнали из городов. Расправа повстанцев настигла также и Кутлубия с Зосимой, чьи тела ярославцы «повергоша псом на снедение», то есть бросили на корм «псам и воронам».
В том же году по соглашению между русскими князьями было собрано общее войско, включавшее княжеский «великий полк», новгородский сводный полк, витебский, тверской, полоцкий полки и литовскую дружину. Эта армия могла достойно встретить очередное ордынское нашествие.
О поддержке, которую оказал восставшим Александр Невский (если не о координирующей роли князя), свидетельствует строка в Устюжской летописи, где сообщается о посылке от его имени грамот «что татар бити». В других летописях, правда, это сообщение отсутствует, поэтому историки относятся к нему с большой осторожностью. Тем не менее, с дипломатической миссией в Орду отправился именно великий князь Александр Ярославич Невский «за христианы с погаными… перемогаться», договариваться о мире для своей земли. То ли благодаря его миротворческим усилиям, то ли из-за напряженной внешнеполитической ситуации, то ли серьезно опасаясь встретить на Руси жесткое вооруженное сопротивление, золотоордынский хан Берке не стал посылать карательную экспедицию в русские земли. Как известно, по дороге домой князь заболел (возможно, он был отравлен в Орде) и 14 ноября 1263 года, приняв схиму, окончил свой земной путь в Городце. Митрополит Владимирский Кирилл, узнав о кончине Александра Невского, сказал, обращаясь к народу: «Дети мои! Знайте, что уже зашло солнце земли Русской!»
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих…» (Ин 15:13). Самоотверженный жизненный и христианский подвиг святого великого благоверного князя Александра Невского уникален. В одном лице он ярко проявил себя в качестве выдающегося стратега, полководца, воина, защитника родной земли, в качестве лидера, вдохновителя и организатора повстанческого движения, а также в качестве мудрого и дальновидного дипломата и миротворца. Далеко не всякий человек способен взять на свои плечи такой крест. Без преувеличения можно сказать, что такое по силам только подлинным титанам духа, а также тем, кто безгранично и самозабвенно любит свою страну и свой народ. Это пример для всех, кто хочет не говорить о своем патриотизме, а делами отстаивать интересы родной страны. Более года назад Россия инициировала события, для которых необходимы воинская доблесть, защита национальных интересов и дальновидная, мудрая дипломатия. Все эти достоинства в равной степени воплотились в масштабной личности святого князя Александра Невского. Так что и памятник ему в Старом Крыму оказался в высшей степени уместным. Тем более что Старый Крым (древний Солхат) – это городом с многовековой христианской историей, о чем красноречиво свидетельствуют хорошо сохранившиеся стены старинной церкви X – XII веков (см. фото). И мне кажется, что в скором времени рядом с памятником благоверному князю Александру Невскому появится и православный храм в честь святого защитника Отечества.
P.S. На этом месте можно было бы поставить точку, но я ставлю многоточие, поскольку история появления в Старом Крыму памятника святому князю Александру Невскому в действительности оказалась более увлекательной, занятной и поучительной, чем могла бы быть. Поэтому в своих ближайших публикациях электронная версия «Лампады» снова вернется к этой теме. Продолжение следует!
Вадим Рутковский
Москва – Старый Крым – Москва
Ваша лепта – это жизнь нашей «Лампады»
В выходных данных журнала написано: «Издается на добровольные пожертвования».
В каждом из выпусков «Лампады» есть и ваша жертва, ваш добровольный и посильный вклад. Без этого мы не просуществовали бы двадцать лет, не дошли бы до сотого номера, не стали бы из когда-то четырехполосной черно-белой газетки многостраничным полноцветным общецерковным журналом.
Низкий вам поклон и сердечная благодарность! Храни вас Господь! Мы очень надеемся на вашу помощь и впредь.
Вышла в свет книга избранных бесед главного редактора журнала «Лампада»
Подробнее...Проект «50 плюс» - юридические консультации по правам потребителей
Подробнее...Сейчас 6 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
© 2014 - 2019 | Created by CKTO.RU | Web Hosting by CKTOHOST.NET & CKTOHOST.RU