Печать 
СНПЧ А7 Череповец, обзоры принтеров и МФУ

У меня есть давняя традиция – приезжая в какой-нибудь город, я непременно прихожу в его историко-краеведческий музей. Алушта не стала исключением из этого правила. Об археологическом разделе коллекции алуштинского музея я был наслышан давно, поэтому визит в музей не стал откладывать в долгий ящик.

     Археологическая коллекция историко-краеведческого музея Алушты во многом пополняется результатами раскопок, которые ведутся в окрестностях этого уютного городка. Об одном из таких мест мне особо хотелось бы рассказать, поскольку его географическое название созвучно названию нашего журнала.

     То, что на берегу Таврики есть некое место Лампад или Лампас, отметил в своем описании Черноморского побережья еще автор Iвека н.э. Флавий Арриан. Перевод топонима затруднений не вызывает: «лампада-светильник», «маяк». Приметный с моря мыс Плака – место более чем подходящее для подобного навигационного ориентира. Впрочем, как отмечал еще П.И. Кеппен, огоньки прибрежного поселения или костры сезонных рыбацких стоянок также могли стать причиной появления этого названия.

     Нынче мыс Плака – это часть усадебного парка бывшего имения Кучук-Ламбат, одного из старейших на всем побережье.  Некогда при строительстве оранжереи в имении Гагариных на мысе были сделаны интересные находки: пара капителей от колонн, к сожалению позже потерянных, и прекрасной работы украшенная богатой резьбой каменная купель.     Ученые датируют ее первой половиной XV века. Стенки купели оформлены изображениями животных, птиц и пышной растительности. В образах некоторых существ усматриваются геральдические мотивы, особенно примечателен медальон с изображением двуглавого орла. Возможно, купель была изготовлена для крещения младенца благородных кровей, имеющего отношение к византийскому царственному роду Палеологов.

     Так возникло предположение, что поселение на мысе Плака могло быть феодальным доменом княжича Иоанна, старшего из сыновей мангупского князя Алексея, сочетавшегося браком с трапезундской принцессой. А сама купель предназначалась для крещения его сына, умершего в раннем возрасте. Нам, людям суетного и бездушного века суперкомпьютеров и роботов, остается только удивляться тому, сколько таланта, тепла и любви вложил неизвестный нам мастер в свое изделие. Какие молитвы он произносил и какие песни пел, работая над этим прекрасным произведением искусства?  

     В коллекции музея представлено множество других интересных экспонатов – амфоры, предметы старинного быта, фрагменты древнего оружия. Собрание этих артефактов постоянно пополняется. Так, например,   остатки груза корабля VII века найдены к востоку от мыса, а более позднее судно XXI веков лежит к западу от него. Поиски продолжаются.

 Адрес музея: Крым, город Алушта, улица Ленина, дом 8.

Вадим Рутковский

Вид с мыса Плака на гору Аю-Даг (Медведь-гора).Маяк на холме, подаривший название имению и поселку Кучук-Ламбат. Внизу – дворец князей Гагариных.

Каменная купель, найденная в имении Гагариных Кучук-Ламбат.Стенки купели, оформленные изображениями животных, птиц и пышной растительности.

По одной из версий, купель предназначалась для крещения сына княжича Иоанна, старшего из сыновей мангупского князя Алексея.Предметы из археологической коллекции историко-краеведческого музея Алушты.

Средневековая крепость Алустон – предшественница нынешней Алушты. Картина неизвестного художника из фондов алуштинского историко-краеведческого музея.Залы музея Алушты рассказывают об истории города и его жителях.

Дореволюционная литография с изображением монастыря святых мучеников Космы и Дамиана, расположенного в горах на территории природного заповедника над Алуштой.

Прикольные СМС
Недорогой планшет Android