Печать 
СНПЧ А7 Череповец, обзоры принтеров и МФУ

Осенью 1896 года началось сотрудничество молодого оперного певца Федора Шаляпина с Частной оперой знаменитого российского промышленника и мецената Саввы Мамонтова. За три года существования этого союза Шаляпин создал несколько ярких сценических образов – Ивана Сусанина в опере М.И. Глинки «Жизнь за царя», Досифея в опере М.П. Мусоргского «Хованщина», Варяжского гостя в опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко». Наиболее интересной работой того периода многие музыковеды считают роль Бориса Годунова в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов». В память об этом выдающемся произведении в Москве проходила выставка «Царь-бас и царь Борис», которая завершилась в январе в Мемориальной усадьбе Ф.И. Шаляпина на Новинском бульваре.   

     Более ста лет назад, комментируя невероятную популярность у публики Федора Ивановича Шаляпина, в газетах писали: «На Москве три чуда – Царь- пушка, Царь-колокол, и Царь-бас». Сегодня, накануне приближающегося 145-летия со дня рождения певца, хочется уже из века нынешнего попытаться понять, что же нового привнес артист не только в произведение М.П. Мусоргского, но и в оперное искусство ХХ века; чем его творческий метод отличался от многих других талантливых актеров его времени.   

     Лето 1897 года Федор Иванович Шаляпин в усадьбе Путятино в Сергиево-Посадском районе Московской области со своими коллегами по Частной опере. Узнав, что неподалеку живет известный историк Василий Осипович Ключевский, певец отправляется к нему. В своих воспоминаниях он так рассказал об этом: «Когда я попросил его рассказать мне о Годунове, он предложил отправиться с ним в лес гулять. Никогда не забуду я эту сказочную прогулку среди высоких сосен по песку, смешанному с хвоей. Идет рядом со мною старичок, подстриженный в кружало, в очках, за которыми блестят узенькие мудрые глазки, идет и, останавливаясь через каждые пять, десять шагов, вкрадчивым голосом, с тонкой усмешкой на лице передает мне, точно очевидец событий, диалоги между Шуйским и Годуновым, рассказывает о приставах, как будто лично был знаком с ними, о Варлааме, Мисаиле и обаянии Самозванца. Говорил он много и так удивительно ярко, что я видел людей, изображаемых им. Особенное впечатление произвели на меня диалоги между Шуйским и Борисом в изображении В.О. Ключевского. Он так артистически передавал их, что, когда я слышал из его уст слова Шуйского, мне думалось: “Как жаль, что Василий Осипович не поет и не может сыграть со мною князя Василия!”.

     В рассказе историка фигура царя Бориса рисовалась такой могучей, интересной. Слушал я и душевно жалел царя, который обладал огромною силою воли и умом, желал сделать Русской земле добро и создал крепостное право. Ключевский очень подчеркнул одиночество Годунова, его юркую мысль и стремление к просвещению страны. Иногда мне казалось, что воскрес Василий Шуйский и сам сознается в ошибке своей, – зря погубил Годунова!».

     Шаляпин и дальше встречался с Ключевским и многие его рекомендации использовал в творчестве. В Частной опере премьера «Бориса Годунова» состоялась 7 декабря 1898 года. Дирижировал И.А. Труффи, массовые сцены ставил М.В. Лентовский. «Русские ведомости» откликнулись на постановку статьей Ю.Д. Энгеля: «Перед нами был царь величавый, пекущийся о народе и все-таки роковым образом идущий по наклонной плоскости к гибели благодаря совершенному преступлению – словом, тот Борис Годунов, который создан Пушкиным и музыкально воссоздан Мусоргским.  Неотразимо сильное впечатление производит в исполнении г. Шаляпина сцена галлюцинаций Бориса; потрясенная публика без конца вызывала артиста».

     На проходившей в Мемориальной усадьбе Ф.И. Шаляпина выставке «Царь-бас и царь Борис» были представлены  партитуры оперы, сценические костюмы, принадлежавшие Ф.И. Шаляпину, и его фотографии в ролях, рисунки, театральный реквизит и афиши, записанные певцом пластинки, российские и зарубежные журналы с материалами о лучшем Борисе Годунове всех времен. С некоторыми экспонатами и общей атмосферой выставки, посвященной Шаляпину в роли Бориса Годунова, гостей сайта журнала «Лампада» познакомит фотоочерк В. Рутковского, посетившего это интересное культурное мероприятие 19 января. 

Особняк Шаляпина на Новинском бульваре. Старшая дочь певца Ирина Федоровна вспоминала: «Вдруг кто-то из приятелей моего отца сообщил, что очень недорого продается особняк на Новинском бульваре… дом выходил на тенистый, усаженный липами бульвар…»Рождественская елка в одном из залов Мемориальной усадьбы Ф.И. Шаляпина на Новинском бульваре.

Декорации к опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов».Вырезка из журнала Le Theatre: «Ф.И. Шаляпин в роли Бориса Годунова в опере «Борис Годунов» М.П. Мусоргского. Париж, 1908 год. Цветная литография. Из воспоминаний дочери Шаляпина Ирины Федоровны: «Обставлен был наш особняк просто, но добротно…»

Исторические костюмы для оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов». Партитура оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов».

Из воспоминаний дочери Шаляпина Ирины Федоровны: «Уютный и складный был наш домик, и его усиленно стали посещать многочисленные друзья и знакомые Федора Ивановича; в нем собирались интереснейшие люди нашего времени…» Вход в комнату Ф.И. Шаляпина на втором этаже его особняка на Новинском бульваре.  Актер и педагог  Рубен Симонов, бывавший здесь, запомнил, что комната Шаляпина была «такая низкая, что, когда Федор Иванович вставал, казалось, потолок лежит на его плечах…».

Прикольные СМС
Недорогой планшет Android