Печать 
СНПЧ А7 Череповец, обзоры принтеров и МФУ

В Москве в Государственном историческом музее проходит выставка с необычным названием:  «Москва – Святая Земля Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны». ЭТО совместныЙ проект Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества, Государственного исторического музея и Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО при поддержке Министерства культуры РФ, Министерства иностранных дел РФ, Русской Православной Церкви, Иерусалимского Патриархата. Более 30 участников: музеи Москвы и региональные музеи, обители Святой Земли, архивы, частные коллекционеры представили на выставке около 400 экспонатов. Здесь личные предметы великокняжеской четы, их дары в музеи Москвы и вклады в церкви Святой земли, документы, фотографии, произведения изобразительного искусства.  

В истории жизни, любви, подвижничества и трагических смертей Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны во всей полноте отразились острая драматургия и глубокая катастрофичность русской истории конца XIX – начала ХХ веков. Со своей будущей супругой сын императора Александра II Великий князь Сергей Александрович познакомился еще в детстве. Его мать, императрица Мария Александровна, возила сына в гости к царствующим особам Гессенского дома.

Родная сестра русской царицы Александры Федоровны, супруги последнего русского государя Николая II, приехала в Россию в 1884 году. Двоюродный брат и друг Великого князя Сергея Александровича Великий князь Константин Константинович Романов (поэт «КР») так описывает свое впечатление от первой встречи с Елизаветой Федоровной: «Всех нас словно солнце ослепило. Давно я не видывал подобной красоты. Она шла скромно, застенчиво, как сон, как мечта…».

Общение с Елизаветой Федоровной произвело не менее сильное впечатление на французского посла в России Мориса Палеолога: «Мне вспоминается, как я обедал вместе с ней в Париже… около 1891 года. Я так и вижу ее, какой она тогда была: высокой, строгой, со светлыми глубокими и наивными глазами, с нежным ртом, мягкими чертами лица, прямым тонким носом… с чарующим ритмом походки и движений. В ее разговоре угадывался прелестный женский ум…».

В те годы Европа называла только двух красавиц, и обе  - Елизаветы: Елизавета Австрийская и Великая княгиня Елизавета Федоровна, которую родственники и друзья называли просто – Элла. Венчание состоялось в церкви Спаса Нерукотворного Зимнего дворца в Санкт-Петербурге по православному обряду, а в одной из гостиных дворца – и по протестантскому, поскольку на тот момент Элла еще не была православной христианкой.

В те дни Великий князь Константин Константинович Романов сочинил такое проникновенное стихотворение:

Я на тебя гляжу, любуюсь ежечасно,

Ты так невыразимо хороша!

О, верно, под такой наружностью прекрасной

Такая же прекрасная душа!

Какой-то кротости и грусти сокровенной

В твоих глазах таится глубина;

Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна;

Как женщина, стыдлива и нежна.

Пусть на земле ничто средь зол и скорби многой

Твою не запятнает чистоту,

И всякий, увидав тебя, прославит Бога,

Создавшего такую красоту!

(«Великой княгине Елизавете Федоровне», село Ильинское, 1884)

Сергей Александрович жил по уставу Церкви, строго соблюдал посты, посещал богослужения, ездил в монастыри. Елизавета Федоровна везде следовала за своим супругом.  Она вслушивалась и всматривалась в происходящее в православных храмах, где чувствовала себя иначе, нежели в протестантской кирхе.

Император Александр IIIпоручил Сергею Александровичу (своему родному брату) быть его представителем на освящении храма Святой Марии Магдалины в Гефсимании. Храм был построен на Святой земле в память их матери, Императрицы Марии Александровны. Сергей Александрович на тот момент уже бывал на Святой земле. Тогда он участвовал в основании Православного Палестинского общества и стал его председателем. Это общество собирало средства для паломников в Святую землю, для помощи Русской миссии в Палестине, для расширения миссионерской работы, для приобретения земель и памятников, связанных с жизнью Христа.

Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна прибыли в Палестину в октябре 1888 года. Пятиглавый храм с золотыми куполами, построенный в Гефсиманском саду у подножия Елеонской горы, и до сего дня остается одним из красивейших храмов Иерусалима. На вершине Елеонской горы высилась огромная колокольня, прозванная русской свечой. Увидев эту красоту, Элла сказала: «Как я хотела бы быть похороненной здесь». Ни она, ни окружающие ее не предполагали, что это ее желание исполнится.

После посещения Святой земли Элла твердо решила принять православие. Она написала отцу письмо о своем решении. Письмо стоит привести полностью, чтобы стало понятно, какой духовный путь прошла Елизавета Федоровна:

«.. А теперь, дорогой Папá, я хочу что-то сказать Вам и умоляю Вас дать Ваше благословение.

Вы должны были заметить, какое глубоко благоговение я питаю к здешней религии с тех пор, как Вы были здесь в последний раз, более полутора лет назад. Я все время думала, и читала, и молила Бога указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом оставаться так, как я теперь, – принадлежать к одной церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж. Вы не можете себе представить, каким он был добрым: никогда не старался принудить меня никакими средствами, предоставлял все это совершенно одной моей совести. Он знает, какой это серьезный шаг и что надо было быть совершенно уверенной. Прежде мучило меня то, что этим я причиняю Вам боль. Но Вы, разве Вы не поймете, мой дорогой Папá?

Вы знаете меня так хорошо. Вы должны видеть, что я решилась на этот шаг только по глубокой вере и что я чувствую, что перед Богом должна предстать с чистым и верующим сердцем. Как было бы просто – оставаться так, как теперь, но тогда как лицемерно, как фальшиво это было бы, и как я могу лгать всем, притворяясь, что я протестантка во всех внешних обрядах, когда моя душа принадлежит полностью религии Православной. Я думала и думала глубоко обо всем этом, находясь в этой стране уже более шести лет и зная, что религия «найдена». Я так сильно желаю на Пасху причаститься Святых Тайн вместе с моим мужем. Возможно, что это покажется внезапным, но я думала об этом уже так долго, и теперь, наконец, я не могу откладывать этого. Моя совесть мне этого не позволяет. Прошу, прошу по получении этих строк простить Вашу дочь, если она Вам доставит боль. Но разве вера в Бога и вероисповедание не являются одним из главных утешений этого мира? Пожалуйста, протелеграфируйте мне только одну строчку, когда Вы получите это письмо. Да благословит Вас Господь. Это будет такое утешение для меня, потому что я знаю, что будет много неприятных моментов, так как никто не поймет этого шага. Прошу только маленькое ласковое письмо».

Отец не послал дочери желаемой телеграммы с благословением, а написал ответное письмо, в котором говорил, что решение ее приносит ему боль и страдания и что он не может дать благословения.

Тогда Елизавета Федоровна проявила мужество и, несмотря на моральные страдания, не поколебалась в решении перейти в православие. Вот отрывок из ее письма близким:

«… Моя совесть не позволяет мне продолжать в том же духе – это было бы грехом; я лгала все это время, оставаясь для всех в моей старой вере… Это было бы невозможным для меня продолжать жить так, как я раньше жила… Даже по-славянски я понимаю почти все, хотя никогда не учила этот язык. Библия есть и на славянском, и на русском языке, но на последнем легче читать…   Говорят, что внешний блеск церкви очаровал меня. Ничто внешнее не привлекает меня, и не богослужение – но основа веры. Внешнее только напоминает мне о внутреннем…  Я перехожу из чистого убеждения, чувствую, что это самая высокая религия и что я сделаю это с верой, с глубоким убеждением и уверенностью, что на это есть Божие благословение».

Весной было совершено таинство миропомазания Великой княгини Елизаветы Федоровны с оставлением ей прежнего имени, но уже в честь святой праведной Елизаветы – матери святого пророка, предтечи и Крестителя Господня  Иоанна. Александр III благословил свою невестку драгоценной иконой Нерукотворного Спаса, с которой Елизавета Федоровна не расставалась всю жизнь и с ней на груди приняла мученическую кончину. Теперь она могла сказать своему мужу словами Библии: «Твой народ стал моим народом. Твой Бог – моим Богом» (Руфь. 1.16). 

«Вчерашний день был знаменателен для нашего Дома: Элла присоединилась к Православию. Она сделала это не из каких-нибудь целей, а по твердому убеждению, после двухлетнего размышления. Трогательный обряд присоединения совершился у Сергея в его домовой церкви, рано утром», - записал 14 апреля 1891 года в своем дневнике Великий князь Константин Константинович Романов. В том же 1891 году Высочайшим указом Императора Александра III Великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы, а спустя время и командующим войсками Московского военного округа.

В названии выставки  («Москва – Святая Земля Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны») – глубинная связь Москвы и Святой земли, показанная сквозь призму жизни Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны. Супруги - главные герои этой выставки: уникальные экспонаты красочно иллюстрируют страницы их жизни, здесь гармонично сочетаются общественное служение и частная жизнь, духовное и светское.  Письма, документы, награды, личные вещи, расскажут нам необыкновенную историю их совместного жизненного пути, начало которого было озарено любовью к Отечеству Спасителя – Святой Земле. В начале этого пути, совершив паломничество в Святую землю, они обрели силы для служения своему Отечеству, что стало главным смыслом их жизни. Это чувство преумножилось и воплотилось в безграничную любовь к Москве, куда они переехали после назначения Великого князя на должность московского генерал-губернатора в 1891 г., к её многовековой истории и древней культуре. Супруги возглавили благотворительное движение в Московской губернии, включавшей на тот момент 13 крупных уездов. Благодаря им понятия "благотворительность" и "меценатство" обрели особый, великокняжеский статус и их личное сердечное попечение. Под председательством супругов работало и развивалось более ста благотворительных обществ и объединений.  Поистине, Москва стала для них Святой Землей, которой они посвятили свои жизни.

Их окружение составили самые лучшие художники, архитекторы, писатели, богословы. Под их покровительством возникли главные музеи Москвы - Исторический и Изящных искусств, открывались художественные выставки, пополнялись коллекции. Их прекрасный вкус был отточен знаниями европейской культуры, а высокие личностные духовные и нравственные качества сделали их законодателями нового большого стиля в искусстве.

Впервые за десятилетия в едином пространстве выставки собраны рассеянные осколки истории: иконы, привезенные Сергеем Александровичем на закладку храма святого Георгия Победоносца в Кане Галилейской в 1889 г.,  ковер, вышитый великой княгиней Елизаветой Федоровной и подаренный великокняжеской четой в 1888 г. на освящение храма равноапостольной  Марии Магдалины в Гефсимании, реликвии из усыпальницы Великого князя в Чудовом монастыре: впервые в России будет экспонироваться покров, выполненный художником В. Васнецовым по заказу Великой княгини Елизаветы Федоровны для гробницы Великого князя и многое другое.

Великий князь, находясь на посту Председателя Императорского Православного Палестинского Общества упрочил позиции России в Палестине, построил храмы, открыл подворья для тысяч паломников, тем самым проложив путь для русского человека на Святую Землю. И кто мог предположить, что путь этот будет осенен именем святой преподобномученицы Елисаветы - Великой княгини Елизаветы Федоровны, нашедшей последнее упокоение в храме равноапостольной Марии Магдалины, построенном её мужем в сердце Святой Земли - Иерусалиме.

Выставка продлится до 22 февраля 2016 г.

Официальный сайт Государственного исторического музея:

http://www.shm.ru/#

Вадим Рутковский

15 ноября 2015 г., Москва. 

В Государственном историческом музее постоянно проходит много интересных выставокДо 22.02.2016 в ГИМ проходит выставка «Москва – Святая земля Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны».

Портрет Великой княгини Елизаветы Федоровны работы художника Ф.И. Рерберга. Холст, масло. Из фондов Государственного исторического музея.Портрет Великого князя Сергея Александровича работы художника В.К. Штемберга. Холст, масло. Из фондов Государственного исторического музея.Образ преподобномученицы Елисаветы Феодоровны в окружении икон новомучеников и исповедников российских

Портрет Великой княгини Елизаветы Федоровны работы художника К.Ф. Юона (?). 1910-е гг. Из фондов Объединенного государственного литературного музея И.С. Тургенева (г. Орел). Миниатюра с изображением короля Болгарии Фердинанда Кобургского, г. Санкт-Петербург. 1898 – 1908 гг. Художник В. Зейнграф. Мастерская Михаила Перхина. Из фондов Государственного исторического музея.Хоругвь с изображением святителя Ермогена. 1913 г.Икона святой преподобной Евфросинии, Великой княгини Московской.

«Великие князья Сергей, Павел и цесаревич Николай за чаепитием. Художник Н.Д. Дмитриев-Оренбургский. Холст, масло. Из фондов Государственного исторического музея. Впервые за десятилетия в едином пространстве выставки собраны рассеянные осколки истории, связанные с именами Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны.

Прикольные СМС
Недорогой планшет Android