Печать 
СНПЧ А7 Череповец, обзоры принтеров и МФУ

Известие о том, что в Историко-художественном музее подмосковного города Серпухов проходит выставка «Православные древности Серпуховского края», весьма заинтересовало меня,  и при первой же возможности я направился в музей.  Выставка оказалась очень интересной. Она приятно удивила меня и количеством, и уникальностью представленных на ней экспонатов. В музейных витринах я увидел Корсунскую икону Богоматери XVII в.  в уникальном медном окладе и оловянные литургические принадлежности – потир, дискос со звездицей и дарохранительницей. Все представленные на выставке экспонаты представляют собой яркие свидетельства насыщенной духовной жизни старого Серпухова, а также высокого художественного таланта и мастерства русских людей. И, конечно, я уверен в том, что без подлинной искры Божьей в своей душе, без настоящей любви к Богу такие красивые предметы создать невозможно.

Самое сильное впечатление на меня произвела скульптура «Христос в темнице», относящаяся к XVIII веку. Это резное произведение исполнено глубочайшего драматизма. Глядя на это изображение Спасителя, мне вспомнились Евангельские строки, переносящие нас в ночной Гефсиманский сад: «Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно…  И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф 26 : 38–39) Чаша не миновала, Христос в темнице и впереди – мучительная смерть на Кресте за грехи рода человеческого. Весь облик Христа исполнен кротости и смирения, Его взгляд проникает в душу человека и взывает к его совести.

Осмелюсь выразить свою  уверенность в том, что посещение выставки «Православные древности Серпуховского края»  будет чрезвычайно полезно вдумчивому православному человеку. Знакомство с представленными на выставке экспонатами непременно заставит в очередной раз задуматься о глубоком смысле удивительного феномена, коим, безусловно, является русская икона. Во время осмотра экспозиции мне вспомнились две мысли, высказанные известным русским религиозным философом князем Евгением Николаевичем Трубецким (1863–1920) о русской иконе и иконописи. Первая: «Иконопись есть живопись, прежде всего, храмовая: икона непонятна вне того храмового, соборного, целого, в состав которого она входит». Вторая: «… открытие иконы дает нам возможность глубоко заглянуть в душу русского народа, подслушать  ее исповедь, выразившуюся в дивных произведениях искусства…»

Завершить свою заметку о выставке «Православные древности Серпуховского края» я хотел бы словами выдающегося исследователя церковного искусства, иконописца Леонида Александровича Успенского (1902 – 1987): «Православная Церковь обладает бесценным сокровищем не только в области богослужения и святоотеческих творений, но также и в области церковного искусства. Как известно, почитание святых икон играет в Церкви очень большую роль, потому что икона есть нечто гораздо большее, чем просто образ: она не только украшение храма или иллюстрация Священного Писания, она – полное ему соответствие, предмет, органически входящий в богослужебную жизнь».

В заключение не могу не поделиться мыслями, родившимися в результате посещения выставки.

Как человек верующий, я не могу без боли смотреть на иконы, хранящиеся в музеях. Мне кажется, что иконы, существующие вне храмового пространства и не участвующие в богослужении, выглядят сиротливо и неестественно. Они чем-то напоминают книги, которые заперли в добротном сейфе, оснащенным электронным замком и современным кондиционером, и не дают читать людям.  Такие книги имеют превосходный внешний вид, но они начисто лишены волнующей энергетики читательских эмоций.

Действительно, сама невозможность в музейном зале поставить перед образом свечу и, сотворив молитву, с благоговением коснуться его устами, вызывает во мне острое чувство душевного дискомфорта. Но всякий раз,  попадая в очередной художественный музей, в фондах которого имеется коллекция церковной живописи, я утешаю себя тем, что музейная галерея – это все-таки намного лучше, чем полная утрата иконы в виде ее материального исчезновения или насильственное затворничество в частном собрании какого-нибудь подпольного миллионера.

Для того, чтобы не прерывалась живая духовная связь между иконами, оказавшимися вне своей родной среды, и теми, для кого они являются не произведениями искусства, а православными святынями, я считаю необходимым навещать их и в музейных залах. Да не заподозрит меня читатель в излишней драматизации ситуации и преувеличенном пессимизме, но лично мне встреча  верующего человека с иконой на территории музея чем-то напоминает посещение узника. Не вижу ничего криминального в такой аналогии – многие развитые страны сегодня хвалятся своими современными тюрьмами, вынужденные постояльцы которых содержатся в условиях трехзвездочного отеля, получая качественное питание и достойный набор культурно-развлекательных мероприятий.

Вот о чем подумалось мне в залах музея.

Адрес Серпуховского Историко-художественного музея: Московская область, г. Серпухов, улица Чехова, дом 87.

Вадим Рутковский

Май 2016 г. Подмосковье, Серпухов. 

Историко-художественный музей города СерпуховЭкспонаты выставки «Православные древности Серпуховского края»

Икона Божией Матери «Петровская». XVIIвек. Дерево, левкас, темпера, металл, чеканка, позолота, эмаль по скани, камниИкона Божией Матери «Корсунская». Начало XVIIвека. Дерево, левкас, темпера, позолота, металл, чеканка, скань, камни, стекло

Икона «Благовещение». Русский Север. Первая половина XVII векаСкульптура «Христос в темнице» XVIII в. трогает своим драматизмом и обращенностью к внутреннему миру и совести молящегося и зрителяЕвангелие напрестольное храма Спаса Нерукотворного Образа села Рай-Семеновского, Серпуховского уезда

Серпухов. Вид с Соборной горы. На первом плане – Троицкий собор.Серпухов. Соборная гора. Троицкий собор.

Серпухов. Успенская церковь, церковь Ильи Пророка и храм Живоначальной Троицы.Серпухов. Высоцкий монастырь. Вид со стороны дамбы.

Серпухов.   Высоцкий монастырь. Вид со стороны монастырского пруда.

Прикольные СМС
Недорогой планшет Android